Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » НПОНПО «Ассоциация автошкол» г.Москвы при поддержке фракции КПРФ в Государственной думе организовала и провела очередное мероприятие — Круглый стол

Информация

НПОНПО «Ассоциация автошкол» г.Москвы при поддержке фракции КПРФ в Государственной думе организовала и провела очередное мероприятие — Круглый стол

НПОНПО «Ассоциация автошкол» г.Москвы при поддержке фракции КПРФ в Государственной думе организовала и провела очередное мероприятие — Круглый стол на тему: "Подготовка водителей и аварийность на дорогах:проблемы законодательства". Соорганизатором выступил АНО «Научно-методический центр подготовки водителей» 

Круглый стол прошел 6 февраля в Государственной думе РФ. В нем приняли участие представители Министерства образования и науки, Министерства транспорта, ГУ ОБДД МВД РФ, руководители региональных объединений автошкол из Владивостока, Екатеринбурга, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Московской области, сотрудники отраслевых научно-исследовательских институтов: МАДИ, МАМИ, ИБДД и др.

Ведущий Круглого стола Олег Николаевич Смолин, депутат ГД РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ, член-корреспондент Российской академии образования и председатель  Общероссийского общественного движения «Образование — для всех», открыл обсуждение и в своем вступительном слове выразил озабоченность сохраняющейся высокой аварийностью на дорогах нашей страны, отметил, что дорожная безопасность — это общегражданская задача для всех, и уточнил, что вопросы которые сегодня будут обсуждаться являются составной частью системы обеспечения этой безопасности.

Это -

1. Насколько существующая система подготовки водителей соответствует потребностям сегодняшнего дня и в чем заключаются эти самые потребности?

2.Насколько действующая нормативно-правовая база позволяет регулировать процесс подготовки водителей, и на что направлен этот самый процесс?

3. Какими должны быть основные государственные механизмы воздействия на функционирование системы подготовки водителей, и какова здесь роль общественных объединений?

Первому было предоставлено слово Александру Владимировичу Борисову, начальнику Управления надзорной деятельности Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации. В своем выступлении А.В. Борисов подтвердил, что сохраняются тревожно высокие показатели аварийности по вине самих водителей. Отметил, что «еще больше заботит Госавтоинспекцию то, что свыше 16 процентов таких ДТП совершается водителями со стажем управления транспортными средствами соответствующей категории до трех лет, то есть так называемыми молодыми водителями», и связал это, как водится с плохой подготовкой водителей, а также некачественным допуском. Хотя, как уже не раз говорилось и членами нашей Ассоциации, и представителями науки и других профессиональных объединений, во всем мире начинающие молодые водители находятся в группе риска по числу совершаемых ДТП, и во всем мире это не связывают с подготовкой в автошколах. В своем выступлении А.В.Борисов отметил, что наиболее неблагоприятная обстановка складывается на дорогах Курской области, где более чем в два раза возросло число ДТП с участием молодых водителей. Также высокие темпы роста данных ДТП в Калмыкии, в Чувашской и Карачаево-Черкесской, Кабардино-Балкарской республиках. Коснувшись проблем законодательной базы подготовки и допуска водителей, и в частности законопроекта «О внесении изменений в Закон о БДД», было отмечено, что необходимо определить формы подготовки водителей, особенно в части касающейся самостоятельной подготовки: «Потому что всем понятно, я надеюсь, никто и в профессиональном сообществе спорить не будет, что самостоятельно подготовиться к практическому управлению автомобилем, это просто нереально.»

Следующим выступал П.А. Кравченко, научный руководитель Института безопасности дорожного движения из г.Санкт-Петербург,  и в своем выступлении он коснулся построения всей системы обеспечения безопасности дорожного движения, отметил ее недостатки, связанные прежде всего с несовершенством законодательства, и в частности «Закона о безопасности дорожного движения».

Л. В. Шмелькова, начальник отдела развития и нормативного регулирования в сфере дополнительного профессионального образования департамента госполитики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профобразования Минобрнауки Российской Федерации, поддержала системный подход в развитии  обеспечения безопасности дорожного движения и  предыдущих выступающих в  том, что недостатки нормативной правовой базы мешают функционированию этой системы, упомянула о том, что в течение 60 дней после официального опубликования «Закона о внесении изменений в «Закон о безопасности дорожного движения» будет принято Постановление Правительства РФ «О подготовке и переподготовке водителей», которое должно устранить все проблемы законодательства в этой области и стать основополагающим документом для функционирования автошкол. Она также согласилась с тем, что нормативное закрепление квалификационных требований к водителю станет первой ступенью для разработки качественных образовательных программ для обучения водителей. Коснувшись недавно принятого «Закона об Образовании», она отметила, что теперь в рамках нового законодательства есть возможность участия общественных и профессиональных объединений в процессе регулирования области профессиональной деятельности автошкол, в виде, например, общественной аккредитации.

Г.П. Быкова, научный секретарь АНО «НМЦ подготовки водителей», доцент МАДИ, отметила, что в странах ЕС, акцент при обеспечении безопасности дорожного движения делается не на систему подготовки водителей, а на очень жёсткую, очень многоэтапную систему допуска — экзамен для водителей. Характеризуя эти системы допуска, а также методики, используемые при приеме экзаменов у будущих водителей во всем мире, она уточнила, что автоматизированные автодромы, предлагаемые МВД для приема экзаменов в нашей стране, используются только в Южной Корее, да и там они - часть многоступенчатой системы, один из элементов, который взятый отдельно не даст желаемого результата. В абсолютном большинстве стран мира экзамен происходит только в реальных дорожных условиях, причем, в том числе, — на автомагистралях, в темное время суток и в очагах дорожно-транспортных происшествий. Также важной составной частью этой системы допуска являются сами экзаменаторы, требования к ним, их серьезная подготовка, условия допуска к работе. И отсутствие этого в нашем законодательстве — серьезный недостаток.

Следующему было предоставлено слово А.А. Сальникову, исполнительному директору Межрегиональной общественной организации «Транспортное образование нации» (г.Санкт-Петербург),  кандидату педагогических наук. А.А.Сальников в своем выступлении особый упор сделал на то, что основой для подготовки и допуска водителей должны являться стандарты водителя, то есть четко сформулированные требования — чего мы хотим от водителя на выходе, и на основе этих стандартов должны быть определены и программы обучения и методика оценки его на экзамене. Что же касается нынешней методики приема экзаменов, то она безнадежно устарела, основывается не на оценке компетенций водителя, а на фиксации ошибок, а главную роль в ней играют механически выработанные приемы управления автомобилем, а совсем не те основные компетенции, которые приняты в Европе. Анализируя использование автодромов при оценке будущих водителей, как автоматизированных, так и обыкновенных, Сальников заметил: «Автодром, конечно, хорош для проверки навыков водителя,  который бы специализировался на парковке машин. Если у нас возникнет такая специализация: учиться ставить машину, трогаться, останавливаться и маневрировать на ограниченной площадке со скоростью там 20 километров в час.

Для водителей, которые должны двигаться в интенсивном транспортном потоке, уметь реагировать, предвидеть ситуацию, он просто вреден, потому что отвлекает силы и значительные средства на выработку приёмов, которые не влияют фактически на безопасность дорожного движения.»

Козлов Валерий Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, ведущий специалист в области психофизиологии труда, специалист по человеческому фактору, особое внимание в своем докладе уделил необходимости изменения «философии» подготовки водителей на психологическую.

«Вы посмотрите, что у нас сейчас делается. Мы изучаем в разрезе трансмиссию, карданный вал и так далее, мы дрессируем вождению, но мы не занимаемся человеком, который сидит за рулём, мы не формируем у него правильные программы поведения, мы не знакомим его с опасными факторами движения.» В.В.Козлов призвал внедрять психофизиологические основы управления автомобилем во все ступени деятельности водителя: от подготовки до работы со «злостными» нарушителями.

В своем докладе Николаев Александр Николаевич, председатель правления Приморской ассоциации автошкол, генеральный директор  автошколы "АНИК", анализируя предложенный проект Закона о безопасности дорожного движения,  настаивал, что представленные формулировки многих положений этого законопроекта, заведомо вступят в конфликт с действующим законодательством. Например, фраза: «образовательные учреждения и иные организации, осуществляющие подготовку и переподготовку водителей транспортных средств допускаются к участию в организации проведения экзаменов с применением технических средств контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации»,  противоречит положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров и выполнение работ" и статье 15  Федерального закона "О защите конкуренции". Также, как специалист, глубоко изучавший систему приема экзаменов в Южной Корее, он подтвердил, что там использование, да и само создание автоматизированных автодромов было одним из этапов целой государственной программы. У нас же предполагается создание необходимого для страны количества таких автодромов переложить на плечи автошкол. К чему это может привести в реальности, А.Н.Николаев рассказал на примере тяжелой для автошкол ситуации сложившейся в Приморье. 

Е.И.Зайцева, исполнительный директор Ассоциации автошкол г.Москвы, темой своего выступления выбрала один из самых спорных моментов в сфере подготовки водителей: «самостоятельная подготовка для водителей категорий А и В», как сказано в Законе о безопасности дорожного движения. И несмотря на то, что уважаемый  коллега из ГУ ДОБДД А.В.Борисов, упомянул о том, что «самостоятельно подготовиться нереально», тем не менее, как мы все знаем, уже почти 20 лет — это разрешено и действует на экзаменах в ГИБДД, а также породило массу проблем и нарушений законодательства в виде огромного количества размножившихся курсов и центров для помощи «самостоятельно» подготовиться будущим водителям. Как показывает анализ законодательства и программ подготовки водителей, это форма получения образования отнюдь не «самообразование», а «подготовка в индивидуальном порядке со специалистом, обладающим соотвтетствующей квалификацией». Но именно из-за неправильно употребленного в «Законе о безопасности дорожного движения» термина, возникла ситуация недобросовестной конкуренции, при которой у самостоятельно подготовившихся водителей не требуется подтверждения выполнения законодательства. В такой ситуации законопослушные автошколы не выдерживают конкуренции, а общее качество подготовки водителей будет неуклонно снижаться.

Е.И.Зайцева в своем выступлении, обращаясь к законодателям и представителям МВД, готовящим подзаконные акты, призвала помнить о том, что «за некорректными формулировками или за отсутствием необходимых положений в этих документах, прежде всего — неумолимые цифры погибших и покалеченных жертв ДТП. Что это не просто бумаги — это наша с вами безопасность!»

Выступление В.Х.Гургеняна, члена Совета Ассоциации автошкол г.Москвы, было посвящено кадровому обеспечению подготовки водителей транспортных средств. Никакое суперсовременное оборудование, никакая дорогая материальная база, по егл мнению,  не заменит хорошего квалифицированного преподавателя. Он отметил, что, к сожаленью, «за последние 20 лет с лишним, которые я занимаюсь в этой сфере подготовки водителей, я вижу ...непрерывный развал, разрушение кадровой системы обучения водителей». Причину многих проблем нашей сферы он видит в том, что нет единого органа, отвечающего за функционирование всей системы:  «одни люди обучают, другие принимают экзамены. И надо сказать, что какие бы программы там золотые не делали, чтобы бы там не выдумывали, мы их выполнять не будем никогда, потому что мы всегда подчинены тем требованиям, которые нам предъявляет ГИБДД на приёме экзаменов, то есть той методики, по которой они принимаются экзамены.»

Коснувшись недостатков программы подготовки водителей, В.Х. Гургенян отметил, что «процентов 30-40 мы уделяем площадке, тем же парковкам между стойками. А, когда он (учащийся) выезжает в город, он не может между машиной припарковаться, потому что там другая ситуация, другие условия. Поэтому мы говорим, зачем нам эти площадки, нужны ли они нам, это потеря времени...  Мы их и так используем для первоначальных навыков: трогание, остановка, переключение передач на повышенные, пониженные и так далее. Но водить надо учить в условиях реального дорожного движения.»

Выход из создавшейся ситауации В.Х. Гургенян видит в том, чтобы активнее привлекать к работе над нормативной правовой базой профессиональные объединения, самих специалистов, занимающихся обучением. И для этого нужно продумать и законодательно закрепить механизмы взаимодействия государства с такими общественными институтами.

В своем выступлении Сокирко Владимир Иванович, председатель правления "Уральской ассоциации автомобильных школ", остановился на положении Конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года, в соответствии с которой создавался законопроект «О внесении изменений в Закон о БДД», где  сказано, что «лица, уполномоченные проводить проверку наличия у водителя необходимых знаний и навыков, должны иметь надлежащую квалификацию». Это положение никак не было отражено в законопроекте, а между тем, является одним из основополагающих для объективного и квалифицированного допуска водителей. В настоящий момент в нашем законодательстве, по сути нет никаких требований к экзаменаторам, нет специальной серьезной, как в ЕС, подготовки  и условий допуска их к работе.

В связи с этим, Владимир Иванович, от имени Уральской Ассоциации, предложил: поскольку «экзаменаторы в настоящее время не несут никакой ответственности за качество приёма квалификационного экзамена и вынесение решения о допуске к участию в дорожном движении водителя путем выдачи водительского удостоверения,... предлагаем ... в проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" внести статью о необходимости уполномоченным лицам, проводящим проверку на знание навыков, то есть экзаменаторам, иметь надлежащую квалификацию. А порядок получения это квалификации уже определить полномочием Правительства Российской Федерации.»

Второй момент, которого коснулся В.И. Сокирко в своем выступлении: это законодательное закрепление категории М для водителей скутеров и мопедов, как фактор, способствующий повышению безопасности участников дорожного движения, управляющих этими транспортными средствами и предложил: «в проект федерального закона о внесении изменений в Закон о БДД внести категорию "М",  установить возрастной ценз, по достижении которого можно получить право на управление данной категорией мототранспортных средств.  И предусмотреть получение данной категории после прохождения теоретического курса по изучению правил дорожного движения и сдачи теста на знание данных правил.»

Далее выступила Беляева Жанна Николаевна, председатель Карельской республиканской общественной ассоциации «За безопасность дорожного движения» на тему роли и места общественных и профессиональных объединений в регулировании системы подготовки и допуска водителей. Она отметила, что у общественной организации большой потенциал, но он сейчас недооценен и есть на это объективные причины. На основе собственного опыта работы в такой организации Ж.Н.Беляева предложила 3 направления деятельности таких организаций:

-  контроль за честной конкуренцией на рынке автомобильного образования.

«мы ….. проводим работу и думаю, что с помощью очень законных методов, и с помощью и ФАСа, и Министерство образования принимает участие, ГИБДД, мы здесь наведем, безусловно, порядок и все будут работать по одинаковым условиям на этом рынке». 

- «Это, так называемое разбирательство с ГИБДД - установления опять же определенных правил игры..  Если ... правила и договоренности вырабатываются ГИБДД совместно с общественной организацией, включающей в себя представителей нескольких автошкол, процесс на самом деле становится очень удобен для самой ГИБДД, прозрачен, логичен. И они выходят в рамки правового поля.»

- И наконец, стратегический  вопрос - это выработка стандартов отрасли.

«В настоящее время мы живем и работаем в ситуации, когда вся политика по реформированию нашей образовательной деятельности спускается сверху. Логика большинства решений - она непонятна. Носит либо популистский характер, либо лоббистский характер. Ну, лоббистский характер - опять же яркая характеристика, -...это автоматизированные автодромы. Почему автодромы? Почему автоматизированные?

Популистский характер - опять же новый регламент. Вот вводятся именно такие упражнения, какие-то другие упражнения. А почему 50 часов в программе? Есть вообще какая-нибудь практика? Почему 50 часов? Может быть, ввести, например, в зависимости от возраста? Хорошо. Ладно, нет научной доказательной базы. Ну, спросите общественные организации. У нас две тысячи готовятся, например, в одной какой-то школе водителей. Есть, в конце концов, просто-напросто статистические данные, где сдают, как не сдают, почему не сдают.

Таким образом, массу сил и времени, нервов можно  было бы потратить гораздо разумнее, если бы мы, общественные организации, привлекались к разработке стандартов автомобильного образования. Пригласите нас, пожалуйста.

На самом деле мы очень не против реформирования. Сегодня уже представитель из Приморья говорил, что везде говорят: автошколы виноваты, автошколы виноваты. А автошколы вообще не принимают участия абсолютно ни в чем. Ни в разработке стандартов. А нас только обвиняют и обвиняют в том, что мы что-то не так делаем.»

Президент Московского регионального союза автошкол Бурыкин Лев Васильевич в своем выступлении выразил большую озабоченность 1) несоблюдением законодательства в нашей сфере и 2) тем, что вновь принимаемые документы идут в разрез с действующим законодательством, и противоречат друг другу.  В качестве примера, Л.В. Бурыкин привел принятые в 2009 году новые Примерные программы подготовки водителей и старую методику приема экзаменов. Отметил также, что к сожаленью, нет опоры у принимаемых документов на научно-исследовательскую работу: «наука у нас молчит, потому что она не допускается к этой системе и она не может дать объёктивные заключения, какой документ составлен правильный и какой документ имеет право на существование, какой нет.»

Выступивший в завершении Круглого стола Быков Сергей Георгиевич, председатель правления автономной некоммерческой организации "Научно-методический центр подготовки водителей", остановился на масштабе деятельности образовательных учреждений в сфере подготовки водителей:

«8000 - это количество автошкол в Российской Федерации... 60 000 - это столько работает преподавателей и инструкторов в этой отрасли. 2 миллиона - это столько слушателей в год выпускает автомобильная школа.» Все это говорит о том, что необходимо законодательное закрепление самого понятия «автошкола», и это есть в большинстве стран мира. И это необходимо для того, чтобы орагнизации занимающиеся подготовкой водителей несли ответственность за свою деятельность, и как следствие, поможет, навести порядок на рынке наших услуг.

С.Г.Быков также отметил, что при разработке нормативных правовых документов необходимо учитывать влияние их положений на условия рыночных отношений, и способствовать установлению добросовестной конкуренции, а не наоборот, ограничивать некоторых участников рынка, а другим давать эти льготные условия.

Подтвердив, что профессиональные объединения могут играть существенную положительную роль в формировании законодательной базы и качественном функционировании системы подготовки и допуска водителей, С.Г. Быков призвал все ветви власти и политические движения «содействовать созданию и развитию региональных профессиональных объединений».

Председательствующий Олег Николаевич Смолин подвел итоги прошедшего обсуждения, которые найдут свое отражение в Резолюции Круглого стола, и поблагодарил всех собравшихся, кому небезразлична тема дорожной безопасности вообще, и совершенствование подготовки и допуска водителей, в частности.

Резолюция проведенного мероприятия будет размещена на нашем сайте в ближайшее время.