Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » О СЕТЕВОМ ДОГОВОРЕ (Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/0)

Информация

О СЕТЕВОМ ДОГОВОРЕ (Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/0)

Как все-таки радостно сознавать, что Минобрнауки России без устали работает на наше с Вами благо. Вот, например, совсем недавно, спустя почти два года с момента введения в действие Закона «Об образовании в РФ», из бездонных глубин министерства всплыл наверх очередной руководящий документ, скромно именуемый «Методические рекомендации». На 90% рекомендации эти носят вполне общий, универсальный характер, но почему-то названы «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных профессиональных программ». Таким образом, если даже руководитель автошколы следит за новостями в нормативных документах, то внимательно прочтя название, он по идее должен пропустить его мимо своего внимания, поскольку к реализации дополнительных профессиональных программ автошкола отношения не имеет. А напрасно. Кое-что, из написанного, там является существенным.

Итак, полное название документа:  Письмо Минобрнауки России от 21 апреля 2015 года № ВК-1013/0 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ». Краткое содержание:

1. Введение (практически полностью переписаны отдельные статьи «Закона об образовании в РФ» в части допустимости дистанционных технологий при любых формах обучения, в том числе и при сетевой форме).

2. Раздел «Реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения».
    В этом разделе МОН (Минобрнауки) достаточно подробно излагает свой взгляд на то, как должен быть организован процесс обучения с помощью дистанционных технологий. И выясняется, что все не так просто, как кажется.

3. Раздел «Реализация дополнительных профессиональных программ в сетевой форме».

Последний раздел весьма любопытен уже тем, что из его содержания ясно следует, что Министерство явно путается в показаниях на тему того, как организовать сетевое обучение. Это и будет предметом нашего сегодняшнего разговора. И хотя это всего лишь, «рекомендации», беда в том, что наши местные (так и хочется написать – мелкие) начальники воспринимают рекомендации начальства как безусловный приказ. И само высокое начальство воспринимает свои рекомендации так же. Недаром авторы Рекомендаций, чем ближе к концу текста, тем чаще слово «рекомендуется» заменяют словами «следует» и «должны». Поэтому, увы, остается только по возможности постараться «соответствовать». Подробный комментарий изложенного в письме с цитатами из него, занял бы слишком много места. Поэтому придется излагать своими словами те положения, к которым представляется, стоит принять во внимание.

МОН подчеркивает, что сетевая форма образования преследует своей целью отнюдь не создание благоприятных условий для образовательных организаций, а в первую очередь обеспечивает обучающимся свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам получения образования.

По мнению МОН правовую основу сетевой формы реализации образовательных программ составляет договор о совместной деятельности образовательных и иных организаций. Предметом договора является сотрудничество сторон в процессе реализации образовательных программ. Такие договоры могут составлять основу интеграции, обоснование для принятия решений в области управления сетевым взаимодействием, однако экономическое содержание в таких договорах отсутствует.

Странное утверждение. В соответствии со статьей 1041 ГК РФ договор о совместной деятельности является договором простого товарищества, по которому двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. При этом статья 1043 определяет, что внесенное товарищами имущество, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности доходы признаются их общей долевой собственностью. Таким образом, экономическое содержание сетевого взаимодействия организаций, участвующих в сетевом договоре на основе договора о совместной деятельности вполне определена ГК РФ.

Однако МОН настаивает на том, что для фактического осуществления деятельности по реализации сетевой формы необходимо заключение дополнительных договоров между участниками сетевой формы, которые по своему экономическому содержанию будут договорами возмездного оказания услуг. При этом становится непонятно причем здесь совместная деятельность и чем эта модель отличается от прежней обычной модели реализации образовательных услуг в которой Основная образовательная организация нанимает себе соисполнителей (подрядчиков). И как быть с положением Закона «Об образовании в РФ» предписывающим организациям – участникам сетевого договора СОВМЕСТНО разработать образовательную программу. Такое вполне логично в договоре о совместной деятельности и неуместно в отношениях «Заказчик – подрядчик».

МОН разъясняет, что договор об образовании при реализации образовательных программ в сетевой форме заключается между организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на образовательную деятельность, и лицом, оплачивающим образовательные услуги (заказчиком), в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. N 706 (далее - Правила оказания платных образовательных услуг).

Обязательным приложением к такому договору является Образовательная программа, разработанная и согласованная участниками сетевого взаимодействия.

Образовательная организация до заключения договора и в период его действия предоставляет заказчику достоверную информацию о себе, об организациях-партнерах по сетевому взаимодействию и об оказываемых платных образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Данная информация предоставляется на территории фактического осуществления образовательной деятельности, а также через сайт организации-исполнителя в сети Интернет, через сайты организаций-партнеров по сетевому взаимодействию.

Место проведения обучения, характер используемых материально-технических, учебно-методических и иных ресурсов, место хранения учебной документации определяются договором о сетевом взаимодействии между организациями, участвующими в реализации программ в сетевой форме.

Обучающиеся принимаются (зачисляются) на обучение в образовательную организацию, заключившую договор об образовании, в установленном порядке, независимо от места фактической реализации образовательной деятельности.

Учебный план, календарный учебный план (график), расписание занятий и иные документы, регламентирующие реализацию образовательной деятельности, разрабатываются образовательной организацией и согласовываются с организациями, участвующими в сетевой форме реализации программ.

Расписание занятий составляется с учетом видов учебной нагрузки, места фактического прохождения обучения или используемых дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

При обучении по индивидуальному учебному плану индивидуальный годовой календарный график и индивидуальное расписание занятий разрабатываются и утверждаются образовательной организацией и согласовываются с организациями, ресурсы которых планируется использовать при обучении. При этом индивидуальный учебный план может определять количество часов на обучение с использованием дистанционных образовательных технологий, при условии обеспечения обучающегося необходимыми ресурсами.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся при освоении учебных курсов, дисциплин, модулей, видов учебной деятельности засчитываются образовательной организацией независимо от места фактического прохождения промежуточной аттестации.

Проведение итоговой аттестации осуществляется организацией, заключившей договор об образовании с заказчиком.

По соглашению между организациями, участвующими в реализации программ в сетевой форме, могут быть выданы несколько документов о квалификации, если это предусмотрено совместно разработанной образовательной программой и договором о сетевом взаимодействии.

При обнаружении недостатков или существенных недостатков платных образовательных услуг, в том числе нарушения сроков, изменения объемов оказания услуг или содержания образовательной программы, иных недостатках, влекущих ответственность со стороны исполнителя в порядке, предусмотренном Правилами оказания платных образовательных услуг, ответственность возлагается на организацию-исполнителя, заключившую договор об образовании с заказчиком.

Иные организации - партнеры по сетевому взаимодействию, ресурсы которых используются в целях реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников в сетевой форме, несут ответственность перед организацией-исполнителем в рамках заключенных между этими организациями и организацией-исполнителем договоров или соглашений.

Заключение договора о сетевом взаимодействии может потребовать внесения изменений в локальные нормативные акты образовательной организации: правила внутреннего распорядка, порядок оплаты труда педагогических работников и иные документы.

Вывод. Все-таки договор о сетевом взаимодействии по своей правовой природе наиболее соответствует договору о совместной деятельности. Однако, если вспомнить все, что было сказано выше о ретивости местных начальников в процессе проведения проверок, можно рекомендовать (исключительно с целью уменьшения возможных трений с проверяющими), дополнить основной сетевой договор частными договорами оказания взаимных платных услуг между участниками сетевого взаимодействия.