Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » О приведении в соответствие уставов и названий

Информация

О приведении в соответствие уставов и названий

Скоро 01.01.2016. Крайний срок для приведения в соответствие с законодательством уставов и названий образовательных учреждений (Закон "Об образовании в Российской Федерации", статья 108, часть 5.)

Закон регулирует кто и как должен переименоваться.

Статья 108.

6. При переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

Если посмотреть статью 23 Закона «Типы образовательных организаций", то обнаружится, что в перечне типов образовательных организаций отсутствуют организации, осуществляющие исключительно профессиональное обучение. Смотрим, кто же может вести такое обучение.

Статья 23.

4. Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации - дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации - ........ , программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации -........ , программы профессионального обучения;;

4) образовательные организации высшего образования -........ , программы профессионального обучения;

5) организации дополнительного образования -...... , программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования - ...... , программы профессионального обучения.

То есть, профессиональное обучение не может быть основным видом деятельности образовательной организации. Что вытекает из сказанного для автошкол? Получается, что для того, чтобы быть автошколой, можно быть хоть просто школой, хоть ВУЗом. Но... Не забывайте про часть 1 статьи 23 Закона "Об образовании в РФ". 

Статья 23

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

Вот и выбирайте, что вы в уставе укажете в качестве основного вида деятельности. По-видимому, единственное, что хоть как-то подходит под ответ - это дополнительное профессиональное образование. Понятно, что никаким дополнительным профессиональным образованием большинство автошкол всерьез заниматься не собирается, но, когда Вы понесете устав на перерегистрацию в Минюст, вас законно попросят описать основной вид деятельности - образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам. В соответствии со статьей 12 Закона дополнительные профессиональные программы - это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Дальше.

Статья 23 Закона.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

Допустимые организационно-правовые формы предприятий и организаций определены Гражданским кодексом. Это коммерческие и некоммерческие организации. При этом, Закон "Об образовании в РФ" предписывает, что "Образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций" (Статья 22 часть 1). То есть, если вы хотите, чтобы в вашем названии присутствовало слово "образовательная", придется выбрать одну из следующих форм:

- фонд;

- учреждение (частное, муниципальное, государственное);

- автономная некоммерческая организация;

- некоммерческое партнерство.

Если по понятным причинам исключить фонд, то остается учреждение, автономная некоммерческая организация (АНО), некоммерческое партнерство (НП).

Те, для кого статус образовательной организации не является непременным условием, могут использовать коммерческие формы: общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. Возможно применение формы "Индивидуальный предприниматель". Итак, выбор невелик: остаться, учреждением, некоммерческим партнерством или преобразоваться в автономную некоммерческую организацию, некоммерческое партнерство. Рассмотрим, что дает преобразование.

Учреждение.

Учредителем может быть только одно физическое или юридическое лицо (за исключением учреждений, уже созданных до 01.09.2014 года). Ввод в учреждение еще одного (нескольких) учредителя не допускается. Невозможна также и замена учредителя.

Имущество частного учреждения ему не принадлежит и находится у него на праве оперативного управления. Учредитель имеет право в любой момент изъять имущество (часть имущества) из ведения учреждения. При ликвидации учреждения все остается в собственности учредителя.

При недостаточности денежных средств учреждения для покрытия его задолженностей, ответственность по обязательствам учреждения несет его учредитель. Причем своими личными средствами.

Руководителя учреждения назначает Учредитель. Компетенция органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

Согласно ГК РФ частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Однако, Закон «О некоммерческих организациях» дополнительно разрешает преобразовывать частное учреждение еще и в хозяйственной общество (ООО, ЗАО). Противоречие между этими двумя законами, как всегда решается разными органами по разному.

Вывод. Если вы являетесь или собираетесь быть единоличным владельцем значительных материальных ценностей и не страшитесь рисков, связанных с материальной ответственностью за результат деятельности организации – лучше всего остаться учреждением.

Автономная некоммерческая организация (АНО)

АНО может быть создана одним или несколькими физическими или юридическими лицами. Количество и состав учредителей АНО могут меняться в порядке, предусмотренном её уставом. Чтобы стать учредителем АНО необходимо внести имущественный взнос.

Имущество, переданное АНО ее учредителями, является собственностью АНО. Учредители АНО не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. За это учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО.

При ликвидации АНО учредителям не достается ничего. Все передается или на благотворительную деятельность или государству

ГК РФ разрешает АНО заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, только создавая для этого хозяйственные общества или участвуя в них. Однако, закон «О некоммерческих организациях» таких ограничений на АНО не накладывает. Опять таки, противоречие между этими двумя законами, как всегда решается разными органами по разному.

АНО может быть преобразовано только в фонд.

Вывод. Правовая неопределенность, расхождение между ГК РФ и законом «О некоммерческих организациях», а также фактическое отсутствие имущественных прав учредителей является существенным минусом при решении вопроса стоит ли преобразовываться  в АНО.

Некоммерческое партнерство (НП)

ГК РФ относит НП к категории «ассоциации, союзы». Из этого вытекает следующее.

НП является собственником своего имущества. НП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. Члены НП не отвечают по его обязательствам.

Число учредителей НП не может быть менее двух. Состав членов НП может меняться. Член НП может быть исключен из него в случаях и в порядке, которые установлены в соответствии с уставом НП. Последствия прекращения членства в НП устанавливаются уставом.

Члены НП обязаны уплачивать членские взносы в порядке, предусмотренном уставом. Члены НП имеют право участвовать в управлении делами НП в порядке, предусмотренном уставом. При этом высшим органом управления НП является общее собрание его участников. Член НП, добровольно вышедший или исключенный из него, имеет право на получение части имущества некоммерческого партнерства или стоимости этого имущества.

НП по решению своих членов может быть преобразован в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд.

Вывод. НП по своей организации наиболее полно удовлетворяет потребности нескольких учредителей руководить деятельностью НП, не теряя при этом своих имущественных прав.

Итак, если сегодня Вы "учреждение", или «автономная некоммерческая организация» или «некоммерческое партнерство», то Вам следует озаботиться лишь изменением названия и внесением в устав тех положений, которые требует действующее законодательство.

Если Вы «учреждение», вы можете преобразоваться в «АНО». Можно также попробовать преобразоваться в ООО или ЗАО, но придется заново получать лицензию.

Если вы «НП», вы можете преобразоваться в «АНО».

Если вы просто «образовательная организация» в том или ином словосочетании, то у вас есть выбор: преобразоваться в «АНО» или «НП». Если Вы единственный учредитель «образовательной организации», то можно попытаться преобразоваться в «учреждение», но это зависит от позиции вашего местного минюста.

Все эти преобразования (за исключением «учреждение – хозяйственное обществ) происходят по упрощенной процедуре, т.к. Вы вносите изменения в название и устав не по своей воле, а в связи с требованиями закона. Во всех этих случаях, вам не придется заново получать лицензию. Необходимо будет лишь переоформить её в связи с изменением наименования организации, что существенно проще.

Теперь о названии. На этот счет выпущено разъясняющее письмо Минобрнауки от 10 июня 2013 г. № ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений». Вот выдержки из него.

«Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

В наименовании образовательных учреждений слово "учреждение" не требуется заменять словом "организация".

К числу необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательной организации по ее желанию и (или) желанию ее учредителя, относятся следующие:

- указание на форму собственности ("частная");

- указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, содержание образовательной программы);

- использование в наименовании имени гражданина, защищенной символики.

Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется.»

Таким образом, получаем примеры новых названий:

Учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр». Сокращенно –

У ДПО «Учебный центр». К названию можно добавить слово «Частное»

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр». Сокращенно – АНО ДПО «Учебный центр».

Некоммерческое партнерство дополнительного профессионального образования «Учебный центр». Сокращенно – НП ДПО «Учебный центр».

Теперь о требованиях к уставу. По статье 25 Закона требуется указать в уставе:

1. Тип образовательной организации в соответствии со частью 2 статьи 23 Закона;

2. Учредителя или учредителей образовательной организации;

3. Виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

4. Структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенцию органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и действий от имени образовательной организации.

Виды реализуемых образовательных программ. Они приведены в части 2 статьи 10 Закона "Об образовании в РФ".

"2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение,……."

То есть в уставе можно указать "профессиональное обучение". Однако, не забывайте, что Вам фактически не оставили выбора, кроме как быть организацией дополнительного профессионального образования. Поэтому устав следует написать так, как если бы вы занимались дополнительным профессиональным образованием.

Уровень образования. Его в нашем случае можно не указывать, поскольку Законом дополнительное профессиональное образование и профессиональное обучение на уровни не подразделяются.

Направленность образования. Для профессионального обучения - это программы подготовки водителей. Для дополнительного профессионального образования - это программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Все это описано в статье 12, части 2 - 4 Закона "Об образовании в РФ".

Далее.

Закон требует описать в уставе "Структуру, порядок формирования, срок полномочий и компетенции органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и действий от имени образовательной организации." На это следует обратить внимание. Описание всего этого может быть предельно кратким, но должно быть. Следует упомянуть в уставе право организации создавать обособленные подразделения и написать, что они действуют на основании специально разработанных положений.

Статья 51 Закона предусматривает отражение в уставе процедуры избрания (назначения) руководителя образовательной организации, требования к нему, его права и обязанности.

Статья 52 часть 3 Закона требует отразить в уставе права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Это требование легко удовлетворяется отсылкой к соответствующему локальному акту организации. Вообще Вас многократно выручат отсылки в уставе к специально разрабатываемым локальным актам. Тем более, что статья 28 часть 1 и статья 30 Закона прямо предписывают образовательной организации разработку специальных локальных актов.

Статья 102 часть 1 Закона предписывает установить какую иную (не образовательную) деятельность образовательная организация вправе осуществлять.

Статья 102 часть 3 требует отразить в уставе цели и порядок направления имущества организации при ее ликвидации.

Наряду с этим, не следует забывать, что существует еще и ряд требований, например, Трудового кодекса, предписывающего организациям всех видов и форм собственности иметь некоторый, вполне определенный набор локальных актов, упоминание о которых желательно иметь в уставе.

Допустим, Вас не слишком устраивает предлагаемый перечень организационно-правовых форм и Вы решаете проанализировать все имеющиеся на сегодня возможности.  

Закон "Об образовании в РФ" допускает осуществление образовательной деятельности не только образовательными организациями, но и другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность. При этом, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Организация, осуществляющая обучение – это любое юридическое лицо, осуществляющее наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Об этом говорят пункты 17 – 20 статьи 2 Закона.

К таким юридическим лицам могут относиться общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, индивидуальное предпринимательство.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

По закону создается с единственной целью: извлечение прибыли. Вместе с тем, закон разрешает ООО заниматься любым, незапрещенным видом деятельности, в том числе и образовательной. Ограничение состоит в том, что, образовательная деятельность не может быть заявлена (и реализуема) в ООО в качестве основного вида деятельности. Иначе ООО превращается в образовательную организацию, которая по закону должна иметь некоммерческую форму. Таким образом, для осуществления дополнительного вида деятельности – подготовка водителей – ООО должно иметь в своем составе структурное (не обязательно обособленное) подразделение, действующее в соответствии с законодательством об образовании. Для этого в уставе ООО предусматривается такая возможность, утверждается Положение о таком структурном подразделении, издаются все положенные локальные акты. При этом никто не мешает Вам назвать ваше структурное подразделение, например, «Учебный центр» или даже «Автошкола».

Лицензию на образовательную деятельность будет получать само ООО. Свидетельство об присвоение профессии «водитель» тоже будет выдавать ООО. Всю ответственность за деятельность структурного подразделения и его работников несет ООО.

Преимущества ООО. В соответствии с «Положением о лицензировании образовательной деятельности» при получении лицензии ООО не обязано представлять заключение МЧС.

На ООО не распространяется положение части 3 статьи 41 Закона "Об образовании в РФ" об   обязанности предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Кроме этого, ряд нормативных документов, в частности:

- постановление Правительства от 10.07.2013 г. № 582 «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и обновления информации об образовательной организации»;

- Приказ Минобрнауки и Рособрнадзора от 29.05.2014 г. № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "интернет" и формату представления на нем информации»;

- Приказ Минобрнауки от 14.06.2013 г. № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией»,

носят по отношению к ООО рекомендательный, но не обязательный характер.

Наконец, ООО может быть создано и в дальнейшем иметь в составе до 50-ти участников. При этом, в случае ликвидации ООО все имущество, после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между действующими участниками. Если участники ООО решат ликвидировать структурное подразделение, они просто оформляют это соответствующими распоряжениями, а имущество на базе которого функционировало это структурное подразделение как было, так и остается в собственности ООО.

Акционерное общество (АО).

Начиная с 01.09.2014 года, привычная многим форма «Закрытое акционерное общество» (ЗАО) перестала существовать. Теперь существуют только «Акционерные общества» - публичные и непубличные. Непубличные – это бывшие ЗАО. По своим принципам организации они мало чем отличаются от ООО, но их регистрация, текущая отчетность, взаимоотношения с акционерами гораздо более обременительна всякого рода обязательствами. В остальном, все рассуждения, приведенные выше относительно осуществления образовательной деятельности в рамках ООО, остаются в силе и в отношении АО.

Индивидуальное предпринимательство (ИП)

Самый большой риск применения состоит в том, что действия ИП очень слабо регламентируются действующим законодательством об образовании. В отношении ИП закон предлагает применять нормы по аналогии с образовательной организацией. Это очень плохо, потому, что результат проведения аналогии сильно зависит от позиции трактующего эту аналогию. Например, в отношении ИП, который действует самостоятельно, без права получении лицензии, уже есть два официальных и тем не менее прямо противоположных подхода.

Несколько проще обстоит дело с ИП, который использует наемный труд и получает лицензию на общих основаниях. К нему в основном применимы рассуждения об ООО, поскольку он фактически является предпринимателем, чья деятельность направлена на извлечение прибыли. Вопрос о том, имеет ли он право пользоваться этой прибылью или она отходит к нему только после закрытия ИП, пока остается открытым.

ИП не нужен устав, уставный капитал, но ИП отвечает по долгам своего предприятия всем своим личным имуществом. В этом ИП совпадает с учреждением. ИП не организация, поэтому он не может назначить полноправного и ответственного директора. Он сам себе директор. Он не обязан оформлять себя работником и соответственно не должен будет платить за себя зарплатные налоги. Однако положения Трудового законодательства распространяются на его отношения с наемными работниками. Хотя есть и исключения. Например, при ликвидации организации наёмному работнику обязаны заплатить компенсацию. При закрытии ИП, такая обязанность есть, только если она прописана в трудовом договоре.

ИП может применять налоговые схемы: упрощеннная система налогоообложения (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД), общая система налогообложения (ОСНО). Ему, в отличие от ООО и АО, не надо платит 9% с личной прибыли в виде дивиденда.  ИП не обязан вести бухгалтерский учет и сдавать бухгалтерскую отчетность. Это не исключает его обязанности вести налоговый учет. ИП должны ежегодно перечислять в бюджет фиксированную сумму страховых взносов, вне зависимости от того, осуществляется им предпринимательская деятельность или нет

Серьезным плюсом ИП является то, что штрафы, налагаемые на него Кодексом об административных правонарушениях, в разы меньше, чем штрафы, налагаемые за те же правонарушения на юридических лиц и их руководителей.    

Процедура закрытия ИП также намного проще, чем процедура ликвидации юридических лиц.

К минусам ИП относится то, что их статус пока еще не вызывает серьезного общественного доверия, с ними не всегда охотно заключаются договоры аренды имущества, особенно недвижимого.

Что будет, если Вы не успели или не захотели ничего привести в соответствие? Не менять название, не вносить изменения в устав? Или сделать что-то одно из этого?

Если вы по существу действуете в полном соответствии с законодательством об образовании, сделать что-то с вами будет сложно. Закон «Об образовании в РФ» предписывает произвести действия по приведению в соответствие только образовательным учреждениям. Для остальных (например, НОО, АНО, НП, ООО) такого предписания нет. Также закон предписывает ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности переоформить до 1 января 2016 года. Однако, непереоформление лицензии не означает прекращение ее действия. Для того, чтобы приостановить деятельность лицензии, у вас должны провести проверку, выдать предписание на устранение обнаруженных недостатков с указанием срока устранения, затем, если вы не выполните это предписание – издать приказ о временном прекращении вами образовательной деятельности, установить еще один срок устранения недостатков, и только по окончании этого, повторного срока подать в суд на прекращение действия лицензии. Штраф за невыполнение предписаний не превышает 15 000 рублей. Так что в общем, при ближайшем рассмотрении все не так уж и страшно, но нервы могут потрепать изрядно