Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Что есть и чего не хватает. Или несколько мыслей на тему улучшения системы подготовки и допуска водителей

Информация

Что есть и чего не хватает. Или несколько мыслей на тему улучшения системы подготовки и допуска водителей


Что есть:

1. Во всем мире (в странах с высоким уровнем обеспечения дорожной безопасности) жесткие условия приема экзамена на получение водительской лицензии определяют «планку» подготовки водителей. У нас:  устаревшая методика приема экзаменов, основанная на фиксации нарушений ПДД, а не на определении качества управления т.с. и безопасности выполнения маневров. В настоящий момент по формальных признакам идут тотальные проверки автошкол, провозгласившие своей целью «повышение качества обучения». Без реформирования системы допуска (приема экзаменов) – это бесполезно, и вредно, так как ведет только к повышению уровня коррупции и степени зависимости автошкол от ГИБДД.

2. В стране нет системы подготовки экзаменаторов, это объясняется и юридическими причинами, так как экзаменаторы – обычные сотрудники ГИБДД, и предъявлять к ним дополнительные требования по сравнению с другими не представляется возможным. При этом уровень квалификации этих экзаменаторов, особенно в последние годы (после значительных сокращений в ведомстве и омоложения состава), стал просто вопиюще низким.

3. Закон о безопасности дорожного движения и Новый проект Регламента госуслуги по приему экзаменов предполагает использование технических средств контроля при проведении экзаменов на получения вод.удостоверения. Но соответствующих расходов в бюджете не предусмотрено. На сегодняшний день экзаменационные подразделения ГИБДД не обеспечены не только какими-то техническими средствами контроля (например, автоматизированными автодромами, предусмотренными новой методикой приема экзаменов), но и даже транспортными средствами (обеспечены менее 5 % от необходимого количества) и закрытыми площадками для приема первого этапа экзамена по вождению (обеспечены менее 2 % от необходимого количества). Экзамены по всей стране проводятся с использованием ресурсов образовательных организаций без всякой компенсации со стороны государства.

4. Количество экзаменаторов в 2013 году было в 2,5 раза меньше необходимого для приема экзаменов по действующей методике, что приводило к существенному снижению качества проведения экзаменов: в среднем, второй этап экзамена по вождению в реальных дорожных условиях занимал в среднем около 5 минут на каждого экзаменуемого. Новый проект методики приема экаменов предполагает увеличение почти в два раза необходимых упражнений и соответственно времени проведения экзаменов без увеличения численного состава экзаменаторов, что в ближайшем времени может привести к значительным очередям при записи на экзамены.

 

Что нужно:

5. Необходимо и целесообразно кардинальным образом переработать методику приема экзаменов, как в качественном, так и в количественном содержании (например, исключить или существенно сократить и переработать прием первого этапа на закрытой площадке для проверки первоначальных навыков управления), а больше времени и внимания уделять вождению в реальных условиях, в том числе и сложному маневрированию (парковке, разворотам, разъездам в узких проезжих частях). Обращать внимание на умение экзаменуемого видеть опасные дорожные факторы, прогнозировать развитие ситуации и находить адекватные ответные действия (ввести например, дополнительный этап видеотестов аналогично Великобритании и некоторым др. странам).

6. Создать структуру и сеть частно-государственных организаций для приема экзаменов с жесткими условиями контроля за их деяельностью и серьезной профессиональной подготовкой кадров для них. Дать возможность региональным отделениям дорабатывать методику приема экзамена с учетом региональных социально-экономических и географических особенностей. Например, в северных регионах – возможно ввести этапы проверки на скользких дорожных поверхностях (как в Скандинавских странах).

7. Для быстрого и эффективного снижения аварийности начинающих молодых водителей необходимо ввести систему временных водительских удостоверений с определенными ограничениями.