Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Что могут и что не должны проверять контролирующие органы в автошколе.

Информация

Что могут и что не должны проверять контролирующие органы в автошколе.(отрывки из «Справочника директора автошколы». В.Виноградов*)

   Министерством труда и социальной защиты выпущено директивное письмо от 11.10 2016 года N 15-2/ООГ-3609, в котором специально обращается внимание на то, что в соответствии со статьей 225 Трудового кодекса все работники, в том числе руководители организаций, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 года N 1/29.

  При этом руководители организаций, заместители руководителей организаций, работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, проходят обучение по охране труда в обучающих организациях, аккредитованных в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 года N 205н. Остальные специалисты организации могут проходить обучение и проверку знаний требований охраны труда в самой организации.

  Все поступающие на работу в организацию лица, в том числе и внешние совместители, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда вне зависимости от того, проходил ли работник обучение по охране труда в период работы в другом хозяйствующем субъекте.

  Недавно получаю от одного из регионов на почту буквально вопль души.

- Помогите. Предстоящая проверка со стороны Министерства образования требует наличия в автошколе….. 1. Паспорт доступности автошколы. 2. Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности).

  В связи с чем и предлагаю Вашему вниманию несколько разъяснений.

  Действительно, существует так называемый «Паспорт доступности образовательной организации». Он введен Приказом Минобрнауки от 09.11.2015 года № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Однако, вот что написано во вводной части этого документа. «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи определяет правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения) Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, Федерального агентства по делам молодежи, органов государственной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, подведомственных органам организаций; услуг в сфере образования, предоставляемых органами и организациями в соответствии с законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" …… Ну, и где здесь негосударственные автошколы?

  Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) введен Постановлением правительства РФ от 25.03.2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)». Если познакомиться с этим документом, то можно увидеть, во-первых, что под местами массового скопления людей понимаются места одновременного сбора 50-ти и более человек. И во-вторых, что все действия, связанные с антитеррористической защищенностью относятся к компетенции МЧС, МВД, местных органов власти, но никак не чиновников Минобразования.

  Здесь самое время поговорить о том, кто же все-таки у нас в стране какие вопросы решает.

  Несмотря на кажущуюся запутанность, на самом деле законодательством этот вопрос решен достаточно логично и просто. И чтобы разобраться в нем не нужно быть юристом. Нужно обнаружить немного терпения, исходя из понимания общих принципов. О них ниже.

  Очевидно, что из пределов компетенции каждого органа исполнительной власти определяются возможности для должностных лиц этого ведомства констатации факта нарушения юридическим или физическим лицом законодательства в области, которой руководят эти органы. Понятно же, что чиновники министерства по делам природопользования не имеют права определять нарушения законодательства в области избирательного права, хотя бы эти нарушения и были для них очевидны. Максимум что они могут сделать – это сигнализировать о нарушениях, кажущихся им таковыми, в соответствующий избирком. Но это пример очевидный. А есть случаи гораздо менее очевидные. Например, чиновник Минобразования обнаруживает неправильный с его точки зрения трудовой договор. Может ли он считать это нарушением законодательства об образовании? Ведь по этому договору трудится педагогический работник? Как здесь разобраться?

  Для ориентирования в этих вопросах следует основательно проштудировать ст.28.3 и главу 23 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Статья 28.3 называется «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях», а название главы 23 - «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях». В этих разделах КоАП очень четко определяется, какой орган и в соответствии с какой статьей КоАП может составить протокол об административном правонарушении и передать его для рассмотрения и принятия решения в суд. Кто и в каких случаях может, не прибегая к решению суда наложить штраф самостоятельно, в пределах своей компетенции. Внимательно этот раздел КоАП следует изучить для того чтобы понять, за что может наказать транспортная инспекция, инспекция по труду, МЧС, Роспотребнадзор, МВД и т.д. И надо четко усвоить, что, если наказание за конкретное деяние или бездействие не предусмотрено КоАП, единственное, что могут проверяющие – это погрозить пальчиком. Я, конечно, упрощаю, но в целом это так. Почитайте главу 23-ю КоАП и поймете, что компетенция органов управления образованием ограничивается вопросами, изложенными в ст.19.20 и 19.30 КоАП. И уж точно ни о какой проверке антитеррористических паспортов, равно как и паспортов доступности с их стороны речи быть не может. То есть, проверить-то они конечно могут (если Вы им дадите), а дальше что? И так по многим вопросам. Этот вопрос (антитеррористическая защищенность) находится в ведении «должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов…..» (ст.28.3 п.56 и п.79).

  Объем этой заметки не позволяет разобрать пределы компетенции каждого из органов, проверяющих автошколы, но применяя изложенный выше алгоритм поиска этих пределов, вы будете чувствовать себя уверенней в дискуссиях с проверяющими, а это подчас оказывает решающее влияние на их действия по отношению к вам. Да и сберечь свои нервы от ненужных волнений совсем нелишне.

  С наступающим Новым годом! Всем удачи.

* Желающие приобрести «Справочник директора» (автор юриста НП ААШ В.Виноградов) в печатном или электронном виде - обращаться в УМЦ ААШ по телефону (499)794-09-61 или почте profavto2014@list.ru