Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » ДТП во время учебного вождения. Кто виноват и что делать?

Информация

ДТП во время учебного вождения. Кто виноват и что делать?

Об ответственности МПОВ и здравом смысле

Одним из самых дискуссионных вопросов в среде руководителей автошкол является вопрос степени ответственности мастера производственного обучения (в дальнейшем, для краткости «инструктора») за все происходящее во время занятий. В том числе за нарушения ПДД и совершение ДТП. Острота вопроса понятна, поскольку цена, выраженная в рублях, может быть весьма значительной. Попробуем разобраться.  Сначала, все-таки, немного теории.

Юридическая ответственность, это применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю.

Для возложения ответственности необходимо наличие ряда условий:

  • вина правонарушителя;
  • противоправность его поведения (действия или бездействия);
  • причиненный вред;
  • наличие причинной связи между его поведением и наступившим противоправным результатом.

Основные принципы юридической ответственности за правонарушения:

  • соразмерность преступления (или проступка) и наказания (или взыскания);
  • состязательность процесса;
  • право на защиту лица, привлеченного к ответственности;
  • презумпция невиновности обвиняемого.

Различают ответственность:

   уголовную - наступает исключительно за преступления. Меры уголовного наказания — штраф, лишение либо ограничение свободы, исправительные работы и т.д., предусматриваются Уголовным кодексом (УК) РФ. Устанавливается уголовная ответственность только законом и применяется исключительно в судебном порядке.

   административную - предусматривается за совершение административных проступков, (невыполнение правил дорожного движения, общественного порядка, охраны природы и др.). Мерой ответственности служат административные взыскания — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест, дисквалификация, лишение специальных прав и пр. Конкретные административные наказания, а также органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях определены Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) РФ.

   гражданскую (имущественную) — наступает за причинение неправомерными действиями вреда личности или имуществу гражданина, организации. Главная мера ответственности — возмещение нанесенного имущественного или морального вреда. Вред возмещается в полном размере, причем независимо от применения других мер юридического воздействия. Определение размера вреда, порядка его возмещения устанавливаются Гражданским кодексом (ГК) РФ.

   дисциплинарную — следует за нарушение служебных обязанностей. Меры воздействия на правонарушителя — замечание, выговор, увольнение, исключение из учебного заведения. Определяются в соответствии с Трудовым кодексом (ТК) РФ.

Последние два вида ответственности часто сопровождаются наступлением материальной ответственности. Особенность материальной и гражданской ответственности состоит в том, что имущественный и иной вред может быть возмещен причинителем добровольно. В случае отказа или спора вред возмещается в судебном порядке.

Теперь, на основе этих знаний, давайте разбираться в предмете нашей беседы. Кого из двух интересующих нас лиц, можно признавать виновным в нарушении ПДД или, не дай бог, в ДТП со всеми вытекающими из этого последствиями, а кого нет.

Выше сказано, что ответственность уголовная наступает в соответствии с УК РФ. Читаем.

Статья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. 

1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, (выделено мной) трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается …….

 Обратите внимание на формулировку. Не лицо, имеющее право на управление автомобилем, а лицо, фактически им управляющее.

Ответственность административная наступает в соответствии с КоАП РФ. Читаем главу 12. «Административные правонарушения в области дорожного движения» и обнаруживаем, что в большинстве случаев наказанию подлежит водитель. При этом КоАП не дает определения, кто имеется в виду. Скажете, это и так очевидно? А вот и не совсем.

Открываем Правила дорожного движения.

Ст.1 Общие положения

1.2. "Водитель" - лицо, управляющее (выделено мной) каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

 

Обратите внимание. Водитель – это не тот, у кого в кармане лежит водительское удостоверение, не тот, кому исполнилось 18 лет, не тот, кто имеет медицинскую справку об отсутствии противопоказаний, не тот, кто не нуждается в поводыре. Единственным основанием называть человека водителем является тот факт, что он управляет транспортным средством. Все.

Не убедил? Знакомимся с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18.

О применении главы 12 КоАП Российской Федерации

1. При определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), следует учитывать, что водителем является лицо, управляющее транспортным средством, независимо от того, имеется ли у него право управления транспортными средствами всех категорий или только определенной категории либо такое право отсутствует вообще (выделено мной).

 

И в самом деле, ни у кого не возникает сомнения, что человек, никогда не имевший водительских прав, и тем не менее, решивший выехать на дорогу, обязан отвечать за свои действия. И отвечает за свои действия по всей строгости закона. Потому что выступает в качестве водителя. Чем его положение и статус отличаются от положения и статуса ученика? Только тем, что в машине сидит инструктор? Так ведь полноценно управляет автомобилем не инструктор, а ученик. И обучающий - вовсе не водитель, а лицо, приравненное к нему. Приравненное в смысле разделения ответственности за действия водителя. И не более того. Возможности инструктора ограничены. Поэтому-то он не признается водителем, а приравнивается к нему.

   Гражданская (имущественная) ответственность по всем статьям гражданского законодательства возлагается на причинителя вреда, то есть непосредственно на лицо, которое своими действиями (бездействием) причинил реальный вред.

   Дисциплинарная ответственность следует за нарушение служебных обязанностей. Вот этот случай как раз полностью относится к инструктору. Разумеется, при наличии его вины.

Из всего вышесказанного следует, что в каждом конкретном случае следует устанавливать степень вины всех виновников нарушения ПДД и участников ДТП. И ученика, и инструктора, и, может быть, третьих лиц. Этим занимаются суды, уполномоченные органы. В случае мелких конфликтов, возможно и решение внутри автошколы на условиях согласия всех сторон.

Итак, подведем итог.

Первое и самое главное. Распространенное в среде директоров автошкол убеждение, что инструктор должен отвечать за все, удобно, но ошибочно. Хороший директор защищает своих инструкторов, а не вешает на них любую, в том числе и чужую, вину. 

Второе. С вышеизложенным надо знакомить учеников, чтобы они понимали меру своей реальной ответственности.

Третье. Хорошо бы инструкторам тоже знать вышеизложенное, чтобы аргументированно разговаривать с учениками, а главное, с сотрудниками ДПС, которым конечно удобнее составлять Протоколы о нарушениях с указанием обучающего в качестве виновника. Хотя, на самом деле, они обязаны в качестве виновника нарушения ПДД указывать водителя, а в случае ДТП обозначать всех его участников.

Четвертое. То, что ученик может быть признан виновным в нарушении ПДД или совершении ДТП, не лишает директора возможности рассмотреть вопрос о качестве выполнения инструктором его должностных обязанностей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно в рамках Трудового Кодекса РФ.

О материальной ответственности мастера производственного обучения перед своим работодателем, порядке ее наложения, сроках и размерах в следующих публикациях