Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Введены в действие Приказы МВД о взаимодействии с автошколами.

Информация

Введены в действие Приказы МВД о взаимодействии с автошколами.

В последнее время участилось количество вопросов, связанных с практическим применением органами ГИБДД Приказов МВД № 32 и № 33.

Значит есть потребность разобрать их подробнее. Давайте по порядку.

ПРИКАЗ от 31 января 2017 г. N 32 «Об утверждении порядка определения соответствия условий для проведения теоретического экзамена и (или) экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством, имеющихся у организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленным требованиям». 

Читаем внимательно.

Сразу обращает на себя внимание наличие варианта «и/или» в названии Приказа. Из этого, по идее, должно следовать, что порядок определения соответствия условий предполагает возможность принятия экзаменов в конкретной автошколе только теоретических, или только на площадке. Посмотрим, как это будет определено дальше.

Первое существенное содержание Порядка. Он регламентирует деятельность подразделений ГИБДД, а не автошкол, как думают многие.

Второе существенное содержание. Порядок опирается исключительно на хорошо всем знакомое Постановление Правительства № 1097 и ни на что иное. Следовательно, Порядок не может содержать никаких расширительных толкований этого постановления. Запомним это очень существенное соображение.

Далее. Органы ГИБДД не могут по своему разумению определять Соответствие (или несоответствие) условий установленным требованиям без волеизъявления на это конкретной автошколы. Другими словами, теперь, если автошкола желает, чтобы экзамен на право управления транспортным средством принимался на ее базе, она обязана предоставить эту базу для освидетельствования и получения официального заключения о ее пригодности (или непригодности) для этого.

Так камуфлируется привычное стремление государства переложить свои затраты на своих же подданных. Кто бросит в госорганы камень? Никто никого не заставляет нести затраты на осуществление госорганами (ГИБДД) своих госфукнкций. Не хотите- не надо. А вот соседи хотят. Исключительно добровольно. Вот и заявление от них есть. Все чинно, интеллигентно, по-доброму, по-хорошему. 

Читаем дальше. Удивляемся. В заявлении требуется указать «Реквизиты правоустанавливающих документов на объекты недвижимости….» или «Копии правоустанавливающих документов на объекты недвижимости…». Если следовать этому буквально, то автошкола должна предоставить реквизиты или копию договора, на основании которого использует указанный класс или площадку. И все. Никаких копий Свидетельств о собственности или что-то подобное. Свидетельство, кстати, вообще не является правоустанавливающим документом. Это правоподтверждающий документ. Права возникают в момент подписания договора, а не в момент выдачи Свидетельства о собственности. Существует официальный Справочник «Правоустанавливающие документы», приведенный в Приложении №2 к Порядку заполнения формы «Сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества», утвержденному Приказом ФНС России от 13.01.2011 N ММВ-7-11/11. В этом Справочнике под кодом 558.4……..в качестве правоустанавливающих документов перечислены все виды договоров. Таким образом, повсеместное требование сотрудников ГАИ предоставить им копии Свидетельств о праве собственности на используемую недвижимость - неправомерно

Удивляемся дальше. К заявлению следует приложить «Копии технической документации на автоматизированную систему (аппаратно-программный комплекс) для проведения теоретического экзамена,….», «Копии технической документации на автоматизированную систему контроля и оценки навыков управления транспортными средствами…..» и «Копии технической документации на средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов». Это ж сумасшедший объем бумаги. Зачем? Почему нельзя ограничится выпиской тех параметров, которые перечислены в Постановлении правительства № 1097? Ведь как мы уже отметили, выходить за рамки этого Постановления нельзя. Да и потом. Все равно перед выдачей заключения все будет осматриваться и проверяться уполномоченным сотрудником ГАИ вживую.

Удивляет также пункт 6. «Заявление, поступившее в письменном виде, (то есть, по почте)  подлежит регистрации в течение 15 минут после его получения. Ну да ладно. А вот дальше интереснее. Пункт 9 «Определение соответствия условий установленным требованиям не проводится при отсутствии у организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения либо в случае если такая лицензия аннулирована или ее действие приостановлено или прекращено.»   А почему, собственно? Экзамен кто проводит? Автошкола или ГАИ? Если автошкола, то причем здесь ГАИ? А если ГАИ, то причем здесь автошкола и ее лицензия? И как это корреспондируется с Постановлением правительства № 1097, где ни слова о таком условии нет?

Дальше еще интереснее. Пункт 11. «Определение соответствия условий установленным требованиям осуществляется по результатам проведения обследования учебно-материальной базы организации, осуществляющей образовательную деятельность». Как мы знаем, понятие «учебно-материальная база» трактуется сотрудниками ГАИ весьма вольно. Иногда в УМБ умудряются включать даже информационный сайт автошколы. В УМБ, например, точно входят медицинские тренажеры. Какое все это имеет отношение к условиям приема экзаменов на право управления транспортным средством?

Посмотрим, на что же все-таки проверяется материальная (именно материальная, а не учебно-материальная база). Итак, аппаратно-программные комплексы для проведения теоретического экзамена проверяются на соответствие положений пунктам 9 и 10 Приложения № 1 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами". Открываем указанные пункты. Читаем:

9. Автоматизированная система (аппаратно-программный комплекс) для проведения теоретического экзамена должна (должен) обеспечивать:

а) проведение в автоматизированном режиме теоретического экзамена на основе комплекта экзаменационных задач, сформированных в экзаменационные билеты;

б) обработку результатов экзамена с выставлением оценки кандидату в водители и их оформление без участия экзаменатора;

в) хронометраж времени проведения экзамена;

г) формирование и хранение результатов экзамена каждого кандидата в водители;

д) защиту от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению.

10. В состав автоматизированной системы (аппаратно-программного комплекса) должны входить рабочие места экзаменатора и кандидатов в водители, сетевое оборудование, системное и прикладное программное обеспечение с базой данных комплекта экзаменационных задач.

Что интересно, Ни слова о том, что экзаменационные билеты должны быть определенного вида, что аппаратно-программный комплекс должен получить предварительное одобрение в ГАИ, нет подробных требований ни к программной, ни к аппаратной части, нет требований к форме и срокам хранения результатов экзамена, не определено, что, собственно, означает несанкционированное вмешательство. Так что же, выходит можно приспособить для приема экзаменов практически что угодно? Здравый смысл и жизненный опыт подсказывают, что это вряд ли. Придется обратиться к другим нормативным документам. В частности, самое время вспомнить о существовании Административного регламента ГИБДД по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами. В пунктах 84.3 – 102 регламента приводится подробное описание функционирования аппаратно-программного комплекса, представляющее собой фактический перечень требований к его программно-аппаратным возможностям. Что касается содержания экзаменационных билетов, то п.12 Постановления Правительства N 1097 гласит:

Содержание комплекта экзаменационных задач определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

На сайте ГИБДД размещены официально утвержденные образцы экзаменационных билетов. На этом же сайте содержится информация о том, что все материалы, размещенные на сайте можно использовать без какого-либо дополнительного разрешения.

Далее. Автодром, автоматизированный автодром или закрытая площадка проверяется на соответствие требованиям пунктов 2-8 Приложения № 1 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами". Открываем указанные пункты. Читаем. Убеждаемся, что все перечисленные в этих пунктах требования хорошо знакомы по процедуре проведения обследования учебно-материальной базы.

Движемся дальше. Интересен п.14.6. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов должны соответствовать пунктам 11 и 12 Приложения N 1 к Правилам проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами". Открываем указанные пункты. Читаем:

12. Средства аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов должны обеспечивать в режиме реального времени:

а) видеозапись дорожной обстановки спереди и сзади транспортного средства;

б) видеозапись воздействий кандидата в водители и лица, находящегося за дублирующими органами управления транспортным средством, на органы управления транспортным средством;

в) видеозапись показаний контрольно-измерительных приборов (спидометр, контрольные лампы включения стояночного тормоза и указателей поворота);

г) аудиозапись команд и заданий экзаменатора;

д) сохранение аудио- и видеоинформации при проведении экзамена на электронный носитель, обеспечивающий ее целостность при отключении питания;

е) защиту от несанкционированного доступа к записанной информации.

Обратите внимание. Опять самые общие требования. Может быть и здесь нам поможет Административный регламент ГИБДД по проведению экзаменов? А вот и нет. Единственное требование Регламента к средствам аудио- и видеорегистрации заключается в том, что они должны обеспечивать возможность перенесения информации, полученная с использованием средств аудио- и видеорегистрации в автоматизированную информационную систему экзаменационного подразделения. Таким образом, получается, что достаточно знать с какими форматами данных работает информационная система экзаменационного подразделения и предоставлять запись именно в этих форматах. Все остальное: количество, расположение, тип, марка, удобство пользования и пр. не должны интересовать инспектора ГИБДД, при условии соблюдения требований Постановления правительства № 1097 и совместимости формата записи с информационной системой экзаменационного подразделения.

Двигаемся далее. А вот и бомба!

П. 19. Заключение о соответствии условий установленным требованиям действует бессрочно.

Судя по всему, это положение введено по примеру срока действия лицензии. Так-то оно так, да не совсем. Оказывается в отличие от лицензии, приостановить действие которой можно только после вполне определенной, продолжительной процедуры, а отменить вообще только через суд, Заключение приостанавливается или прекращает свое действие единоличным решением начальника (заместителя начальника) подразделения Госавтоинспекции, выдавшего это Заключение (п.27.2). Почувствуйте разницу.

Удивляет перечень оснований для приостановления действия Заключения. Например, изменение учебно-материальной базы автошколы (п.27.2). То есть, поменяли несколько плакатов – получите приостановление Заключения. Причем для возобновления действия Заключения осуществляется проведение обследования учебно-материальной базы автошколы. Причем здесь учебно-материальная база – одному богу известно. Дальше – больше. Заключение автоматически приостанавливает свое действие в случае приостановление действия лицензии на осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (п.27.3). Какая связь между процедурой приема экзаменов сотрудниками ГАИ и наличием лицензии у автошколы – непонятно.

То же относится и к прекращению действия выданного Заключения о соответствии условия для приема экзаменов ГАИ установленным требованиям.

Вышеуказанные положения вполне оспоримы через суд.

Общий вывод. Вообще-то, по большому счету, ничего особенно нового сей документ не изобрел. Несуразностей в нем, как мы видим, немало. Однако большинство из них не носит принципиального характера и вполне преодолимы. Его смысл, по-видимому заключается в возведении еще одного барьера, который автошколе надлежит преодолеть для поддержания лояльных отношений к себе со стороны органов ГИБДД, поскольку любая бумага обладает тем свойством, что ее можно дать, а можно и не дать. Или, затянуть с ее выдачей.

Впрочем, ситуация для автошкол, увы, привычная.