Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Страница юриста

Информация

Страница юриста

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 18 апреля 2013 г. N 292

2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

4. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Комментарий. Если при заключении договора с обучаемым или при подписании в процессе обучения дополнительного соглашения к договору, предполагается освоение части программы по индивидуальному плану, такой индивидуальный учебный план должен быть приложен к договору. В противном случае это будет являться серьезным нарушением постановления Правительства РФ № 706.

 

5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Комментарий. Следовательно, предполагаемая автошколой возможность применения электронного (дистанционного) обучения должна быть заранее предусмотрена локальными актами автошколы. Разумнее всего, включить это в качестве специального раздела в «Правила организации образовательной деятельности». При этом, необходимо конкретно описать порядок предоставления автошколой услуг по технологии электронного (дистанционного) обучения, технические ресурсы, программное обеспечение, используемые информационные базы данных и знаний, требования к обучаемому с точки наличия у него соответствующих технических, технологических возможностей и т.д.

ПОРЯДОК

ПРИМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Утвержден
приказом Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 9 января 2014 г. N 2

2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части (выделено мной) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в различных формах обучения или при их сочетании, (выделено мной) при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

Комментарий. Здесь важны два положения. Первое, это то, что применять дистанционные технологии можно для части программ. И второе, это то, что автошколам дается право применять дистанционные технологии не только непосредственно в образовательном процессе, но и при проведении текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации. Хотя, конечно, применение дистанционной формы промежуточной аттестации – это все-таки натяжка. Даже в институтах студенты-заочники экзаменационные сессии сдают лично.

Перечень профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно (выделено мной) электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.

3. Организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Комментарий. Такая информация доводится до обучаемых при заключении с ними договора на обучение путем ознакомления их с «Правилами организации образовательной деятельности», что является обязательным условием постановления Правительства РФ № 706.

5. При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

Комментарий. Это положение относится технологии дистанционного обучения. При этом форма консультаций может быть выбрана автошколой самостоятельно, в виде письменных консультаций, видеоконсультаций и т.д. Важно, чтобы технология была описана в локальном акте.

 

организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

допускается отсутствие аудиторных занятий;

Комментарий. Это как раз, полностью относится к технологии электронного обучения.

местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

            Комментарий. Сформулировано очень расплывчато, но зная карательный уклон наших проверяющих от органов управления образованием, можно предположить, что они будут требовать от преподавателей, работающих по технологии дистанционного, и тем более, электронного обучения, специальной подготовки на этот счет в рамках дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

6. При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организации ведут учет и осуществляют хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме.

 Комментарий. Внимание, не поддавайтесь соблазну вести учет результатов образовательного процесса и внутренний документооборот в электронно-цифровой форме. Среди прочих претензий к автошколам при проведении проверок, часто звучит следующая: «порядок формирования контингента обучающихся и обработка результатов обучения не зафиксированы в формате, исключающем возможность последующей произвольной коррекции, правок, внесения дополнительной (иной) информации, удалений и проч.». Взято из конкретного предписания конкретной автошколы. Бред, конечно, но отбиться потом в суде удастся не каждому.

Подведем итог.

  1. Закон дает возможность применять индивидуальные планы обучения с использованием заочной формы освоения части программ, применяя при этом дистанционные образовательные технологии.
  2. Для применения дистанционных технологий в процессе освоения теоретических разделов программы нет никаких запретов, а есть только разрешения.
  3. Конкретный порядок применения дистанционных технологий в данной образовательной должен быть разработан и утвержден локальным актом этой организации.
  4. Каждый конкретный случай применения дистанционной технологии должен быть согласован с обучаемым и оформлен в договоре с ним или дополнительном соглашении.
  5. Для реализации дистанционных технологий, автошкола должна располагать соответствующими электронными пособиями и возможностями доступа к ним по каждому из преподаваемых дистанционно разделов. Можно использовать собственные разработки. Можно приобретенные. В любом случае, следует озаботиться соблюдением своих или чужих авторских прав.
  6. Если все-таки решиться на применение дистанционной технологии промежуточной аттестации, порядок ее проведения должен быть подробно расписан в локальном акте.
  7. Предпочтительно вести учет и хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и/или в электронно-цифровой форме для предъявления проверяющим.

Что такое теперь документ об обучении в автошколе?

 

Удивительно, но в последнее время среди директоров автошкол довольно часто возникают вопросы, связанные с формой Свидетельства об обучении. По всей вероятности, вызвано это с тем, что нынешнее обучение отведено к категории «профессионального».

Но в условиях ужесточения требований к автошколам, никаких изменений по отношению к выдаваемым  ими Свидетельствам не произошло.

Обратимся к документам:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2013 года № 273-ФЗ:

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

17) приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации, медалей "За особые успехи в учении";

 

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении.

1. В Российской Федерации выдаются:

1) документы об образовании и (или) о квалификации, к которым относятся документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации;

10. Документ о квалификации подтверждает:

2) присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).

3. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

 

Казалось бы все серьезно, но……

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

4. Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Образцы таких документов об образовании…….… устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

 

Таким образом, мы видим, что образцы Свидетельств, устанавливаемых государством, никак не относятся к автошколам. (За исключением учреждений среднего профессионального образования, дающих профессию «Водитель» как составляющую часть какой-либо другой профессии, например «Автомеханик»).

Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении

8. Уровень профессионального оразования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации, если иное не установлено федеральными законами.

 

Вывод: при всей широко обсуждаемой важности деятельности автошкол, Свидетельство об окончании автошколы и даже присвоение определенной квалификации (разряда), не дает его обладателю абсолютно никаких прав при приеме на работу, являясь пустой бумажкой, необходимой только для предоставления на экзамен в ГАИ.

Теперь уже не приходится удивляться, что при таком подходе никаких жестких требований к Свидетельствам об окончании автошколы в природе не существует.

Есть правда письмо Министерства образования и науки от 05.08.2014 года № АК 2202-06 о Методических рекомендациях по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя. Но оно, как утверждается в самом письме, направлено не более, чем «на оказание помощи руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области обучения водителей транспортных средств….».

В этом письме еще раз подчеркивается, что «Организации, осуществляющие образовательную деятельность самостоятельно разрабатывают процедуру утверждения форм документов о квалификации и закрепляют данную процедуру локальным актом организации», а «…. приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности». И далее, «Законодательством не установлены особые требования к качеству документов об образовании». «Свидетельств о профессии водителя могут иметь разную форму, размер и цветовое оформление, которые самостоятельно определяются образовательной организацией».

 

К существенным рекомендациям, (впрочем, необязательным для применения) можно отнести следующие.

1. Бланки документов хранятся в организации как бланки внутренней строгой отчетности и учитываются по специальному реестру.

2. С целью организации учета бланков, предусматривается проставление на них индивидуального индентификационного номера (серии, номера).

3. Заполнение бланков документов рукописным способом не рекомендуется;

4. При заполнении бланка документа необходимо указывать в нем следующие сведения:

   - официальное название образовательной организации в именительном падеже, согласно уставу организации;

   - наименование населенного пункта, в котором находится образовательная организация;

   - дата выдачи документа;

   - фамилия, имя и отчество лица, прошедшего профессиональное обучение в именительном падеже в соответствии с записью в паспорте;

5. Бланк документа подписывается руководителем организации (лицом, его замещающим) и заверяется печатью образовательной организации.

6. Бланки документов, заполненные с ошибками или имеющие иные дефекты, внесенные при заполнении, считаются испорченными и подлежат замене.

7. Дубликат выдается на бланке, действующем на момент выдачи дубликата. При выдаче дубликата, в заголовок на титуле сверху ставится штамп «дубликат».

8. Для учета выдаваемых бланков заводится книга регистрации документов, в которую вносятся следующие данные:

   - наименование документа;

   - номер бланка документа;

   - дата выдачи документа;

   - фамилия, имя, отчество лица, на которого оформлен документ;

- фамилия, имя, отчество лица, получившего документ;

   - подпись лица, получившего документ.

Книга регистрации документов прошнуровывается, пронумеровывается и хранится постоянно.

В заключение приведем образец бланка «Свидетельства о профессии водитель», приведенного на одном из форумов директоров автошкол, в качестве одного из возможных вариантов.

Обращаем Ваше внимание на то, что в приведенном образце дается информация по учебным предметам, что не является обязательным. Кроме того, Примерными программами предусмотрено, что если обучение происходило на автомобиле с автоматической трансмиссией, то Свидетельство должно содержать соответствующую запись. При ее отсутствии предполагается, что обучение происходило на автомобиле с механической трансмиссией.