Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Гайд парк | Проект «Примерных программ подготовки водителей»

Информация

Гайд парк | Проект «Примерных программ подготовки водителей»

Уважаемые коллеги,

проект «Примерных программ подготовки водителей» по решению Минэкономразвития размещен на Едином портале для оценки регулирующего воздействия http://regulation.gov.ru/project/12824.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=8632.

Вы можете оставить свое мнение о том,  как повлияют эти программы на работу каждой отдельно взятой автошколы (например, Вашей) в части экономической составляющей ее работы, финансовых и трудовых затрат, а также как изменится, на Ваш взгляд, в целом ситуация на рынке образовательных услуг по подготовке водителей с принятием данных программ.

Осталось 12 дней до окончания обсуждения.

Кроме того, предлагаем обсудить эти программы с точки зрения их содержания и эффективности для подготовки наших слушателей.

И чтобы «голословно не охаивать предложенные проекты программ», в чем нас обвиняют, несмотря на то, что наши замечания и предложения в огромном количестве были отправлены всем, начиная от разработчиков и заканчивая Президентом страны, мы еще раз для всех заинтересованных лиц проведем разбор проекта на примере программы подготовки водителей категории В с нашими комментариями и предложениями. Пусть данный материал послужит основой для Ваших замечаний и дополнений, которые мы ждем на нашу почту asavto@list.ru

В проекте указано:

1. «Примерный учебный план содержит перечень учебных предметов базового, специального и профессионального циклов с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия.»

Главным примером «прогрессивности» и «революционности» данных программ их авторами приводится модульная структура, которая действительно была бы более прогрессивной по сравнению с ныне действующими программами, если бы эта модульность имела практический смысл, а именно: базовый (или универсальный блок) - для всех будущих водителей, специальный — для водителей определенной категории т.с., а профессиональный — для тех, кто уже имеет право на управление транспортным средством и собирается заниматься этим профессионально, то есть работать водителем. И именно по такому модульному принципу устроены программы подготовки водителей, например, в Европе. Так что ничего революционного в нынешних проектах нет. Мало того, в разработанном еще 4 года назад проекте программ подготовки водителей в рамках Федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения, уже была заложена эта же модульность построения обучения, но опять же предусматривался профессиональный блок обучения для уже состоявшихся водителей — получивших водительское удостоверение, и которым необходим дополнительный блок знаний и компетенций, чтобы стать профессионалами.

Весь смысл этой модульности пропадает исходя из ныне действующей законодательной нормы, что абсолютно все водители должны стать профессиональными и пройти соответствующее обучение, т.е. все эти модули или циклы. Поправку в Закон о безопасности дорожного движения касающуюся  профессионального обучения водителей внесли в июле прошлого года.

Мы считаем: не могут и не должны стать все водители профессионалами. Неужели этого не понимали разработчики обсуждаемого сейчас проекта программ? А не они ли и посодействовали внесению такой поправки в Закон, являясь членами Рабочей группы при Комитете по транспорту Госдумы по внесению изменений в этот Закон?

Для чего было создавать такую абсурдную ситуацию в стране, аналогов которой нет нигде в мире? Оставим пока этот вопрос за скобками и продолжим разбор положений «прогрессивной» программы.

«Базовый цикл включает учебные предметы:

«Основы законодательства в сфере дорожного движения» - 42 ч;

«Психофизиологические основы деятельности водителя» - 12 ч;

«Основы управления транспортными средствами» - 14 ч;

«Основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом» - 4 ч;

«Первая помощь» - 16 ч.

Итого, базовый цикл состоит из 88 часов теоретического курса, что при трехразовых занятиях в неделю по 4  часа займет, как нетрудно подсчитать,  более 7 недель — т. е. около 2 месяцев. При этом в программах указано:

«Успешное освоение учебных предметов базового цикла даёт возможность продолжить обучение по учебным предметам специального и дополнительного циклов.»

Учебные предметы специального цикла


Устройство и техническое обслуживание

транспортных средств категории «B» как объектов управления

20

Основы управления транспортными средствами категории «B»

12

Вождение транспортных средств категории «B» (с механической трансмиссией / с автоматической трансмиссией)

56 /54

Учебные предметы профессионального цикла


Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом

8

Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом

10




Что означает, что только спустя почти 2 месяца с начала обучения наши слушатели смогут приступить к занятиям второго специального цикла и третьего профессионального, включающих в себя еще 50 часов теории и 56 (54) астрономических часов практических занятий по вождению, что займет, учитывая изложенные в разделе «Условия реализации программы» данного проекта положение о ежедневной занятости 7,2 часа мастера производственного обучения вождению на  одном учебном транспортном средстве, потребуется не менее 2 месяцев занятий по вождению и 5 мастеров на группу из 25 человек.

Таким образом, минимальный срок прохождения всего курса займет не менее 4 месяцев. Оправдано ли такое увеличение сроков освоения программы? И следует ли отсюда повышение качества и эффективности этого обучения?

На наш взгляд, нет.

        Напротив, условия перехода к специальному блоку только после прохождения базового считаем негативно влияющим на процесс обучения.  Предлагаем исключить это положение программы и дать возможность проводить обучение базовому и специальному курсам параллельно, распределяя часы и последовательность изучения тем, самому образовательному учреждению.

    Главный аргумент в пользу этого - мнение абсолютного большинства специалистов, занимающегося подготовкой водителей, что теоретические дисциплины по основам управления транспортного средства, да и в большой степени законодательству (ПДД)  без параллельного закрепления этих знаний на практике имеют очень низкую эффективность усвоения слушателями. Последовательное изучение циклов в заявленном объеме и оторванность теории от практики  — это существенное увеличение срока обучения без повышения эффективности этого обучения.

Считаем также, что сам принцип формирования содержания базового цикла не совсем верным, так  как его прохождение при первоначальном обучении (на первую получаемую категорию) является одноразовой процедурой и в дальнейшем при  подготовке водителей на другие категории ни в каком виде не воспроизводится.  Учитывая, что предметы, изучаемые в базовом цикле являются определяющими с точки зрения безопасности и в условиях постоянного изменения законодательства в этой сфере, требуют регулярного изучения (повторения), считаем необходимым включить некоторые разделы базового цикла, такие как «Основы законодательства в сфере дорожного движения», «Основы управления транспортными средствами», «Первая помощь» в сокращённом варианте в Специальный цикл при подготовке на последующие категории ТС.

          2. Не вдаваясь детально в содержание каждого из предметов теоретического курса, где можно обнаружить достаточно большое количество «ляпов» как в некорректных формулировках и названиях тем, так и не относящихся по содержанию тем к самим обозначенным предметам, заметим, что, на наш взгляд,

 -  Предмет «Основы пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом» в объеме 4 часов, состоящий из следующих тем:

«Законодательство, регламентирующее организацию пассажирских и грузовых перевозок автомобильным транспортом.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, противопожарной защиты на автомобильном транспорте.»

не должен содержаться в базовом цикле, тем более, что в профессиональном блоке есть такой предмет как «Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом» в объеме 8 часов. А особенности перевозки пассажиров и грузов для непрофессионалов вполне могли бы быть одной из тем предмета «Основы управления транспортными средствами» и меньшего объема.

- Предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя» в объеме 10 часов содержит тему «Этические основы деятельности водителя», что не имеет отношение к физиологии, а должно рассматриваться в курсе «Основ безопасного управления т.с.»

Кстати, исключение термина «безопасный» из названия предмета «Основы управления т.с.» считаем также ошибочным, потому что изучение управления транспортным средством должно строиться исходя из принципов безопасности, прежде всего: создание безопасного пространства, прогноз развития дорожной ситуации и т. п.

- Изучение предмета «Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии» должно быть перенесено из автошкол в медицинские центры (мед. водительские комиссии) и сокращено до двух занятий по 3 ак. часа.

Предмет «Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории «B» должно быть сокращено до 1 занятия (4 ак. часа) теоретического занятия и 2 ак. часов практических в ходе занятий по практическому вождению.

             Учебный план по теоретическим дисциплинам предлагаем изложить в следующей форме:

I.                  ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Учебные предметы

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические занятия

Практические занятия

Учебные предметы базового цикла



Основы законодательства в сфере дорожного движения

40

40

-

Психофизиологические основы деятельности водителя

8

4

4

Основы безопасного управления транспортными средствами

12

12


Первая помощь при дорожно-транспортном происшествии

6*



Учебные предметы специального цикла



Устройство и техническое обслуживаниетранспортных средств категории «B» 

6

4

2**

Основы управления транспортными средствами категории «B»

8

8






Итого

74

68

6







 

Таким образом, в целом базовый и специальный курсы составляют 74  академических часа.

Из них:

* 6 часов — проводятся в медицинском центре

**2 часа распределяются во время практических занятий на т.с. (или тренажере)

Профессиональный цикл обучения должен строиться на основе профессиональных стандартов водителей, учитывая требования работодателя: транспортных предприятий.

3. Курс практических занятий по вождению, по нашему мнению, излишне заформализован, и не позволяет осуществлять индивидуальный подход к обучающемуся и использование различных методов, форм и методик обучения при подготовки водителей.

 

Учебный предмет «Вождение транспортных средств категории «B»,

(для транспортных средств с механической трансмиссией)

Распределение учебных часов по разделам и темам

Наименование разделов и тем

Количество часов практического обучения

 Первоначальное обучение вождению


Посадка, действия органами управления

2

Пуск двигателя, начало движения, переключение передач в восходящем порядке, переключение передач в нисходящем порядке, остановка, выключение двигателя

2

Начало движения, движение по кольцевому маршруту, остановка                     в заданном месте с применением различных способов торможения

4

Повороты в движении, разворот для движения в обратном направлении, проезд перекрестка и пешеходного перехода

2

Движение задним ходом

1

Движение в ограниченных проездах, сложное маневрирование

7

Движение с прицепом

5

Буксировка механического транспортного средства

1

Итого

24

 Обучение вождению в условиях дорожного движения


Вождение по учебным маршрутам

32

Итого

32

Всего

56




Об этом свидетельствует строго определенное данным проектом количество часов, которое должно отводиться на занятия по первоначальному обучению (на закрытой площадке или автодроме) — 24 часа. Кроме того, считаем, что такое распределение, когда из 56 часов всей программы почти половина отводится на занятия в искусственных условиях (на закрытой от дорожного движения площадке) также не способствует эффективному с точки зрения безопасности дорожного движения обучению водителей.

         Занятия по движению с прицепом в количестве 5 часов считаем ошибочно отнесенными к первоначальным навыкам, сложными для начинающего водителя и предлагаем ввести это в курс дополнительного повышения квалификации водителей со стажем не менее 3 лет (или хотя бы 1 года). Есть также предложение отнести управление транспортным средством с прицепом, независимо от его массы к категории ВЕ.

         Считаем, что данный курс по вождению, должен строиться как в большинстве стран мира — требуемый минимум к определенным видам занятий и конечные требования к освоению программы будущими водителями.

Например:

Учебный предмет «Вождение транспортных средств

категории «B»,

(для транспортных средств с механической трансмиссией)

Распределение учебных часов по разделам и темам

Наименование занятия

Минимальное количество часов практического обучения

1. Движение в темное время суток и/или сложных метеорологических условиях.

4 часа

2. Движение на автомагистрали или скоростной дороге

4 часа

3. Движение вне населенного пункта

4 часа

Итого:

12 часов




Остальное учебное время для каждого учащегося должно строится индивидуально с учетом его психофизиологических особенностей и имеющихся навыков. Критерии освоения программы по вождению должны быть сформулированы в требованиях к его умениям и навыкам по окончании обучения:

Например, он должен уметь выполнять:

-выезд    на дорогу с прилегающей территории,

-движение в транспортном потоке, на поворотах, подъемах и спусках,

-остановку и начало движения на различных участках дороги и в местах стоянки;

-перестроения, повороты, разворот вне перекрестка, опережение, обгон, объезд препятствия и встречный разъезд,

-движение  по мостам и путепроводам,

-проезд регулируемых и нерегулируемых перекрестков в прямом направлении, с поворотами направо и налево, разворотом для движения в обратном направлении; пешеходных переходов и железнодорожных переездов; 

- движение  в транспортном потоке вне населенного пункта;

- движение в темное время суток   (в условиях недостаточной видимости).

 Эти же критерии должны стать основой оценки кандидата в водители на экзамене на право управления транспортным средством (методики приема экзаменов).

Кроме того, считаем, что дополнительные модули программы могут разрабатываться самими образовательными организациями и их объединениями с учетом  социально-экономических,  климатических и других условий различных регионов нашей страны.