Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Гайд парк | Особенности обучения вождению в Израиле

Информация

Гайд парк | Особенности обучения вождению в Израиле

Ни для кого не секрет, что мировой автопарк непрерывно растет и обновляется. Даже такое молодое государство, как Израиль, имеет показатель 350 автомобилей на 1000 человек населения (данные The CentralBureau of Statistics (Israel) за 2013 год). Величина, по современным меркам, довольно средняя, но все же превышающая таковую в России (270 авто на 1000 человек). Согласно статистике, каждая пятая израильская семья обладает двумя и более личными автомобилями, при этом средний годовой пробег транспортного средства в Израиле составляет 16000 км. А это уже внушительная цифра для такой маленькой страны. Как же ведется подготовка водителей, какого ее качество, в чем основные достоинства и недостатки и есть ли характерные особенности? Читать далее

Все автошколы в Израиле частные. Обучение ведется исключительно вождению автомобиля (теория изучается самостоятельно). Тут уж выбор огромен и рынок изобилует количеством небольших учебных заведений с высоким образовательным уровнем, что естественно, ведь конкуренция в данной учебной системе достаточно высока. Стоимость одного академического часа у инструктора автошколы составляет в среднем 120 шекелей (30 долларов) и, как правило, значительно не изменяется при всем многообразии учебных заведений. Такая фиксированная цена обучения является признаком хорошей работы профсоюза автотранспорта, который, в свою очередь, диктует цены на данный вид образования в стране.

Теперь немного о подготовке документов и сдаче теоретического теста в Израиле. Все бланки, фотографии и медицинские свидетельства ученик обязан подготовить и принести на экзамен самостоятельно - автошколы не предоставляют данный вид услуг. Так, по всей стране существуют пункты выдачи водительских бланков, в которых будущий ученик должен пройти проверку зрения и сфотографироваться, и, затем, ему присваивается идентификационный номер. Данные о выданном документе незамедлительно поступают в министерство транспорта. Печать о годном для вождения автомобиля состоянии здоровья ставится только семейным врачом и никем более. Следует заметить, что это очень хорошая практика, так как именно данный специалист знает о своем пациенте практически все, в том числе о его наследственных заболеваниях, вредных привычках и пристрастиях (тут уж ничего не скроешь, да и доктор несет личную ответственность). В Израиле крайне тяжело получить лицензию на право осуществления медицинской деятельности, а потерять ее достаточно просто вследствие огромного количества проверок, начиная от министерства здравоохранения и заканчивая министерством финансов и налоговым управлением. Только при наличии полностью заполненного бланка, со всеми отметками, печатями и фотографией, ученику разрешено приступить к сдаче теоретического экзамена и обучению вождению автомобиля. При этом, кандидату в водители должно быть не менее 16 лет и 9 месяцев.

Теоретический экзамен сдается в специально оборудованном компьютерном классе (их всего 20 на всю страну), принадлежащем частной компании. Записаться на сдачу можно заранее через интернет, при этом предлагается выбрать наиболее удобное для себя время. Данный тест может проводиться на одном из шести языков, включая русский. Такая опция предоставляется в целях лучшего понимания текста и повышения скорости чтения для граждан страны различных национальностей. Экзамен длится 40 минут, включает 30 вопросов по ПДД, знанию дорожных знаков и разметки, правилам, связанным с техническими аспектами безопасного управления транспортным средством (ТС), эксплуатации ТС, а также элементам конструкции ТС, состояние которых влияет на безопасность дорожного движения. А вот медицинские познания по оказанию первой помощи пострадавшим от ДТП на дорогах вообще не проверяются. В Израиле считается, что самым лучшим условием для сохранения жизни и здоровья человеку, получившему повреждения, является вызов службы спасения. Оказывать первую помощь имеют право только те лица, которые прошли специальный курс медицинской подготовки и обладают дипломом о его окончании. Но даже и в этом случае данный специалист не обязан предпринимать какие-либо действия в отношении пациента, так как неправильная оценка состояния здоровья пострадавшего от ДТП или неумелые манипуляции строго караются законом.

На каждый теоретический вопрос предлагается четыре варианта ответов (правильным является только один из них). Данный тест считается пройденным, если допущено не более четырех ошибок. По завершение экзамена кандидат в водители получает бланк, в котором разбираются все неправильные ответы (если таковые имеются) с обязательным указанием правильного варианта. Не прошедшие теоретическое испытание могут повторить попытку на следующий день (количество попыток не ограничено). Подготовку к теоретическому экзамену ученик должен осуществлять самостоятельно. Для этой цели министерством транспорта выпущена книга, включающая в себя 1800 тестовых вопросов с правильными вариантами ответов. Цена такого учебника - 85 шекелей (порядка 22 долларов) и выпускается он на шести языках, включая русский. Кроме того, данный учебный материал можно скачать на сайте министерства транспорта абсолютно бесплатно. Стоимость самого экзамена по теории составляет 65 шекелей (26 долларов).

Хороша ли такая система подготовки? Ответ неоднозначен. В России, например, принято обязательное изучение теории ПДД и основ вождения автомобиля централизованно, в автошколах со специально оборудованными для этого классами. Дает ли это определенное преимущество перед самостоятельным обучением? На мой взгляд - однозначно дает. Ученик получает полное объяснение изучаемого материала и тех нюансов, которые, не имея опыта вождения, разобрать и понять не в состоянии. Даже многие мелочи, которые кажутся нам очевидными и простыми, при вдумчивом изучении оказываются довольно сложными и требующими объяснений (технические тонкости устройства автомобиля, сложные и спорные варианты проезда перекрестков, сигналы регулировщика, медицинские манипуляции, да и многое другое). Таким образом, хорошо успевающий ученик идет на экзамен полностью подготовленным к теоретической его части, что исключает случайную составляющую ответов на вопросы и простое заучивание правильных их вариантов. Так что существующая система обучения теории ПДД и вождению автомобиля в России совсем не плоха.

Ну а теперь о самом интересном - уроках по вождению транспортного средства. В Израиле нет оборудованных площадок-автодромов, впрочем, как и нигде в мире (исключая несколько стран совсем не передовых в области обеспечения безопасности дорожного движения: Корея, Грузия, Таджикистан, Туркмения). Этот анахронизм здесь попросту непонятен и незнаком местному населению. Обучение с первого урока начинается в городских условиях! Вы спросите: “Как это вообще может быть, ведь ученик толком не знает, где педаль газа, тормоза и сцепления? Разве это не опасно для окружающих? Неужели такая манера обучения может быть полезна для самого ученика?”. Отвечу на все вопросы по порядку.

Начало обучения вождению в городских условиях имеет свои преимущества: ученик не тратит время на бесполезное, с моей точки зрения, прокатывание часов на площадке-автодроме. При этом, новичок сразу оказывается в психологически непростой обстановке, с массой звуковых и световых раздражителей, на фоне которых он вынужден осваивать правильное вождение транспортного средства и одновременно реагировать на внешние изменения. Практика показывает, что именно такая форма обучения дает стабильные результаты, и ученики довольно быстро осваиваются и справляются с реальными дорожными ситуациями. Опасности для окружающих данный вид учебной езды не представляет, так как практически за рулем находится опытный автоинструктор, а транспортное средство оснащено дублирующими органами управления. Остальные участники дорожного движения относятся к учебным автомобилям с пониманием, даже в случаях медленного или неуверенного вождения. Вы спросите: “А как же такие полезные упражнения как “змейка”, “въезд в бокс задним ходом”, “параллельная парковка” и “эстакада”? Ведь в городских условиях изучать их с нуля попросту невозможно?”. Отвечу, что возможно и самым наилучшим образом. Примерно с пятого занятия (для среднестатистического ученика) проводится обучение парковке в условиях города, с реальными транспортными средствами и дорожной разметкой - там вам и “змейка”, и езда задним ходом и много чего еще, чему не учат инструкторы на автодроме. Кстати, маневры по столбикам на площадке выполнить довольно просто, а как потом не бояться осуществить то же самое с реальными автомобилями? Так что толку от такого обучения не много. Тут можно провести одну аналогию (думаю, что здесь она будет уместна) - если человека погружают в естественную языковую среду на определенный промежуток времени, то иностранный язык он выучивает в разы быстрее, чем тот, кто обучается дистанционно и с отрывом от реальных условий. Единственным плюсом площадок-автодромов, пожалуй, можно назвать щадящее начало обучения. Курсантам долго рассказывают о том, как устроены органы управления автомобиля (зачастую, неоправданно долго), система сигнализации и пр. Затем, большое количество учебных часов посвящают плавному началу движения и остановке. Может, для кого-то это и принесет свои плоды (для людей пожилых, например, или неуверенных в себе), но опять повторюсь, что практика показывает несущественность этих моментов.

Теперь расскажу немного о необходимом объеме практических занятий, требуемых для сдачи экзамена в министерстве транспорта Израиля. Минимальное их количество - 28 (учет ведется в академических часах). Тем не менее, на моей памяти нет ни одного ученика, который, начав обучение с нуля и взяв всего 28 уроков по вождению автомобиля, смог пройти экзаменационный тест с первого раза. Наиболее способные курсанты сдавали экзамен после 50 академических часов обучения, наименее способные, взяв огромное количество уроков, могли вообще отказаться от мысли когда-либо получить права, вследствие систематических неудач на экзаменационных испытаниях. Были даже такие ученики, которые повторяли попытки пройти данный тест в течение нескольких лет. Ежегодная статистика показывает, что обладателями прав на вождение автомобиля в Израиле становятся порядка 120 тысяч новых водителей, но большинству из них удается сдать экзамен лишь с третьего раза. И еще один интересный факт-иммигранты с иностранными правами, даже если они международного образца, обязаны поменять их на израильские в течение первых трех месяцев пребывания в стране. Для этого необходимо успешно сдать экзамен по вождению автомобиля, а вот теоретический тест проходить не нужно.

Следует отметить, что в Израиле полностью исключена коррупционная составляющая получения прав. Попросту, купить водительское удостоверение невозможно вовсе, никак и нигде. Поэтому, кандидаты в водители должны обладать немалой денежной суммой, необходимой для оплаты довольно большого количества уроков по вождению автомобиля, а также приложить достаточно усердия на этом поприще.

А теперь, собственно, о практическом экзамене по вождению транспортного средства в Израиле. К нему допускаются кандидаты в возрасте не моложе 18 лет. На мой взгляд, в существующем виде, это идеальная проверка для желающих получить автомобильные права. Судите сами.

Готовность ученика к прохождению экзаменационного испытания в министерстве транспорта определяет подобный тест в автошколе (внутренний тест). Если испытуемый успешно его проходит, то примерно через неделю получает возможность сдать основной экзамен на получение прав соответствующей категории. Следует особо отметить, что время начала испытания очень строго оговаривается документально и опоздание практически невозможно. В названный срок кандидат в водители вместе с личным инструктором (инструктор безоговорочно предоставляет свой автомобиль, на котором проводилось обучение) подходит к месту начала экзаменационного теста. В автомобиле во время экзамена находятся два экзаменуемых, инспектор и автоинструктор (если выражает собственное желание). Первый претендент в водители начинает испытание и заканчивает его по просьбе экзаменатора, второй претендент продолжает и заканчивает испытание в исходной точке. Таким образом, и автомобиль, и ученики возвращаются к месту начала экзамена, в отличие от подобного теста в ГИБДД. Продолжительность самого теста строго не регламентируется и составляет обычно от 20 до 40 минут. Узнать о результате практического испытания можно в тот же день, а на следующий день получить заветное удостоверение в любом из офисов министерства транспорта.

Не сдавшие экзамен претенденты на права получают обратно водительский бланк, в котором указаны причины, по которым данный тест не пройден, с подробными примечаниями и описаниями всех имевших место ошибок. Приглашение на повторное испытание можно получить не ранее, чем через 35 дней. Следует также учитывать и тот факт, что “срок годности” теоретической части экзамена и печати о состоянии здоровья также не безграничен и составляет 2 года.

Ну а как же построен сам тест по вождению автомобиля в Израиле и на что именно смотрит экзаменатор? Все возможные критерии оценки прописаны внутри таблицы в самом бланке водителя. Эти критерии включают в себя три основных параметра: “управление автомобилем”, “поведение на дороге” и “участие в реальном дорожном движении”. Далее, в таблице следуют необходимые уточнения. Так, для параметра “управление автомобилем” проводится оценка начала езды, умения пользоваться зеркалами, правильной посадки и управления рулем, использования тормозов, ускорения и замедления, а также езды задним ходом и парковки в городских условиях. “Поведение на дороге” проверяется правильным выполнением поворотов, умением следовать дорожным знакам, ездой по узкой дороге и по широкому шоссе, а также ездой по скоростной магистрали. Ну и, наконец, “Участие в реальном дорожном движении” оценивается осторожностью, планированием дорожных ситуаций, правильным проездом перекрестков, умением определить приоритет в проезде автотранспорта и многим другим. Для удачного прохождения практического экзамена нельзя допустить ни малейшей погрешности. Если все же тестируемый проехал не достаточно хорошо, в бланке водителя ставится надпись “не сдал” с подробным указанием ошибок (экзаменатор ставит крестик напротив определенного параметра оценки), а также прописывает в примечаниях более подробно, где и в какой ситуации это произошло.

Маленький нюанс, на который хотелось бы обратить внимание-это стоимость практического экзамена по вождению автомобиля в Израиле, она составляет около 400 шекелей (100 долларов). Так что лучше потратить деньги на учебу, чем на последующие пересдачи подобного вида тестов.

Права новый водитель получает по почте в течение 30 дней (в это время используются временное бумажное удостоверение, выданное министерством транспорта), а выглядят они примерно также, как и российские, с той лишь разницей, что срок их годности составляет не более двух лет. В течение первых шести месяцев новичок имеет право находиться за рулем автомобиля только в присутствии сопровождающего-опытного водителя, имеющего стаж езды не менее 5 лет и возраст не моложе 24 лет, а также водительское удостоверение подобной категории. Новый водитель, совершивший административные правонарушения на дороге (перечень правонарушений публикуется полицейским управлением), обязан заново сдать теоретический экзамен. По происшествии двух лет и строгом соблюдении вышеперечисленных условий, такие временные права заменяются на постоянные.

Израильская система образования, как и любая другая в мире, имеет свои сильные и слабые стороны, а также уникальные особенности, характерные только для этой страны. Вся теоретическая и практическая подготовка будущих водителей определяется довольно сложным устройством экзаменационных испытаний, необходимых для получения заветного удостоверения. Насколько хорошо зарекомендовала себя именно такая учебнаяпрограмма, нетрудно проверить при помощи статистических данных аварийности на дорогах с участием новых водителей. А данные ее таковы-за последние 10 лет смертность от ДТП в Израиле в пропорции к численности населения сократилась в два раза! Большим плюсом, с моей точки зрения, является мощная поддержка существующей системы обучения государственными и профсоюзными организациями. Они не только регулируют уровень цен на рынке данного вида услуг, но и являются мощным контролирующим органом каждого конкретного его звена. Кроме того, сама образовательная структура довольно подвижна и обращена лицом к потребителю. Нельзя сказать безоговорочно, что все представленные мной аспекты израильской подготовки, идеальны. Так, отсутствие централизованного обучения теории ПДД и основам вождения автомобиля видится мне большим недостатком. Но на довольно дисциплинированном и организованном израильском обществе этот недостаток, видимо, никак не сказывается, а может, вообще таковым не является. Но есть определенные моменты, которые хотелось бы перенести и в нашу систему образования: отсутствие площадок-автодромов, разрешение учебной езды абсолютно на всех дорогах (включая скоростные магистрали), полная прозрачность поведения экзаменов, опека новых водителей на протяжении двухлетнего периода и пр. Надеюсь, что в будущем мы сможем перенимать чей-то более удачный опыт подготовки новых водителей, уже достаточно оправдавший себя снижением уровня аварийности на дорогах, а не спотыкаться на собственных ошибках, оправдываясь устаревшей и неповоротливой системой обучения.

А.Шор, директор автошколы.