Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Гайд парк | «Средь гор кавказских...», или как получить права в Грузии

Информация

Гайд парк | «Средь гор кавказских...», или как получить права в Грузии

Первый тост у любого грузина - непременно «за мир». И это неудивительно, ведь за последние 20 лет эта маленькая страна пережила несколько войн. Там  действительно ценят мир, и любят, как водится на Кавказе, гостей. И хотя мы были осведомлены об их гостеприимстве, но не предполагали «масштабов бедствия». Восемь часов нас буквально не выпускали из-за стола, вино лилось рекой под остроумные кавказские байки. Но и, как обычно, не обошлось без разговоров о работе. Тем более, что вопросы сыпались из нас как из рога изобилия, потому что мы были просто ошеломлены увиденным накануне.

Нас привел в Грузию профессиональный интерес. Представители Московской ассоциации автошкол решили посмотреть, как в Грузии работают их коллеги, как принимают экзамены у будущих водителей, и можно ли что-то полезное и интересное перенять для себя.

Нас приняла организация, которая называется в Грузии Агентством по обслуживанию населения. С одной стороны, это созданная государством структура — подконтрольна  Министерству внутренних дел. А с другой стороны — независимая организация, работающая на полной самоокупаемости. Государство передало полномочия по выполнению ряда функций, ранее принадлежащих МВД, и выделило земельные участки под строительство необходимой инфраструктуры. Все остальное заработано, построено и создано самим Агентством за 5 лет работы. И это, действительно, восхищает. Огромный современный центр в 15 км от Тбилиси оказывает на сегодняшний день более 140 видов услуг, а также имеет 12 таких же центров-филиалов по всей стране. Но потрясло даже не это, а то, что любая операция, будь то экспертиза и регистрация транспортного средства, растомаживание, оформление договора купли-продажи, выдача водительского удостоверения и т.п. занимает не более 10-15 минут. И мы могли наблюдать это воочию.

При нас гражданин России, купивший на открытом возле этого центра автомобильном рынке, легковую машину за 15 минут смог убедиться, что автомобиль не находится в угоне, осведомиться обо всей истории этой машины, в том числе и о ее действительном пробеге, оформить договор купли-продажи и получить необходимые документы и транзитный номер для вывоза автомобиля в Россию. Услуга называется «реэкспортом» и стоит менее 200 ларей, то есть около 3 с половиной тысяч рублей. Четкость работы и скорость оказания таких услуг действительно производит сильное впечатление. «Как же удалось этого добиться?» — вопрошали мы. Прежде всего, необходимым условием такой работы является наличие у Агентства всевозможных информационных баз, начиная от базы судебных приставов и заканчивая базой Интерпола. Агентству также даны полномочия нотариата для заверения любого вида справок. Здесь можно также зарегистрировать оружие или получить справку о несудимости. Любая проверка по всем этим базам занимает у оператора - полицейского несколько секунд. Для желающих сдать экзамен на права не нужно приносить медицинскую справку, потому что опять же все эти базы есть у оператора, а тест на зрение заложен в экзаменационных вопросах.

Нас, конечно, прежде всего интересовала процедура приема экзамена на права. Она во многом очень схожа с существующей сейчас в России. Теоретическая часть экзамена также проводится по билетам на компьютере, включает в себя 30 вопросов,на которые нужно ответить за 30 минут. Да и сами вопросы очень похожи на наши, «только еще круче», как сказали некоторые директора автошкол безуспешно попытавшиеся сдать этот экзамен. Вопросы в основном направлены на заучивание их и картинок к ним, как и у нас. И это, на наш взгляд, серьезный минус такой системы тестирования в отличие от европейской, которая предполагает знание Правил дорожного движения и умения логически рассуждать при разборе дорожных ситуаций.

Весь экзамен стоит около 1000 рублей и включает в себя сдачу теории и 5 попыток в течение месяца (т.е. каждую неделю) сдачи практики. Если не смог — платишь опять.

После сдачи теоретического экзамена кандидат в водители допускается к сдаче экзамена по практике. И вот тут нас ожидал сюрприз. Оказывается весной этого года Грузия по примеру Южной Кореи стала использовать для оценки будущего водителя автоматизированный автодром. Он состоит из 5 упражнений: змейка, восьмерка, разворот в тупике (аналог нашего «разворота в ограниченном пространстве»), заезд задним ходом в гараж и «любимая» всеми нашими учениками параллельная парковка. Грузины используют упрощенный и более дешевый вариант такого автодрома — без диспетчерского пункта, а с компьютером и экзаменатором в каждой экзаменационной машине. Все нарушения и ошибки фиксирует компьютер. Экзаменатор нужен только для того, чтобы поздороваться в начале экзамена и констатировать результат экзамена в конце. Кроме того, в экзаменационных машинах применено очень понравившееся нам «ноу-хау» - у экзаменатора только одна дублирующая педаль — тормоза, на которую еще к тому же направлена видеокамера. «Помочь», также как и «завалить» сдающего экзамен невозможно при всем желании. Еще несколько видеокамер направлены в салон и наружу. После окончания экзамена его видеозапись можно посмотреть на сайте Агентства, зайдя под паролем, который дается каждому сдающему для просмотра именно его экзамена.

Мы пытались задавать провокационные вопросы экзаменаторам: «А как не помочь сдать экзамен другу или родственнику?», на что они вежливо улыбались и говорили, что это невозможно в принципе, да и терять работу с хорошей зарплатой, было бы очень большой глупостью. Зарплата в сравнении со средней по стране действительно очень хорошая — около 20 тысяч рублей. Все работающие в этом Агентстве - офицеры-полицейские, а для приема экзаменов проходят еще дополнительное 3-месячное обучение в Полицейской Академии. И, судя по всему, такой работой очень дорожат.

Пытались мы найти и лазейки для различных махинаций при выдаче регистрационных номеров. Например, говорили, у нас есть целый «теневой бизнес» по похищению номеров с автомобилей и последующей продажей их же владельцам. «А зачем?»- смотрели на нас с недоумением, - «ведь можно прийти к нам и за 10 минут и сущие копейки получить эти же номера!» Кроме того, можно заказать «именные» номера, и с любой комбинацией букв и цифр. Стоят они дороже, чем серийные. Но это, как говорится — любой каприз...! При входе в офис центра стоит терминал, на котором, набрав желаемый номер, вы можете убедиться свободен ли он и сколько будет стоить. Короче говоря, как мы поняли, все, за что можно брать взятки — легализовано и продается официальным путем, да еще в кратчайшие сроки и с максимальным сервисом. Как просто и как гениально! Интересно, будет ли это работать у нас?

После экзаменационного класса мы отправились на автодром. И первое впечатление наших директоров автошкол, привыкших часами вместе со своими учениками ожидать очереди на экзамене в ГИБДД, от увиденного: «Надо же, а здесь экзаменаторы ждут сдающих. Почти все машины свободны. Бывает же такое!...»

Тем временем, наши руководители автошкол, усевшись в автомобили, сдавали экзамен на автодроме. Справедливости ради надо заметить, что этот этап был успешнее, чем теоретический. Но к нашему удивлению, он был последним. Экзамен в городских условиях не проводится! Как же так? Ведь для будущего водителя гораздо важнее как он ориентируется на реальной дороге, чем как он паркует автомобиль. Это важнее и для общей безопасности. «Э, слушайте,»- сказали нам местные, - «настоящий грузин обязан сам научить своего сына водить машину!» И это он делает, как оказалось, уже после получения сыном водительского удостоверения. Да, используя ту или иную систему оценки, необходимо учитывать национальный менталитет! «Почему вы взяли именно южнокорейский вариант приема экзамена на автодроме?» - спросили мы. «Да потому что, для нас было главное — исключить коррупционную составляющую, а также исползование родственных и дружеских связей. Знаете, как это сильно развито на Кавказе!» Да, но такой экзамен не может положительно сказаться на борьбе с аварийностью на дорогах. И кстати сказать, проезжая несколько раз по Тбилиси, мы могли убедиться, что здесь ездят по дорогам «настоящие джигиты», как в известном анекдоте! Сердце замирало и временами хотелось закрыть глаза. «Это вы еще не видели, как ездят в Батуми», - смеялись грузины.

Как же в таких условиях работают автошколы? Мы долго разговаривали с одним  директором автошколы из Тбилиси. Оказалось, что проблемы у нас очень похожие. Также разрешенная самоподготовка мешает работать на хорошем качественном уровне. Лицензирование само по себе постепенно отмирает. Можно получить лицензию, а можно работать и без нее. Тем более, что выдается она в заявительном порядке и при этом ничего не проверяется. К тому же, свидетельство о прохождении учебы в автошколе на экзамене не требуется. Никаких организованных групп — каждый сам по себе в любое время приезжает в такое агентство в любом районе Грузии, независимо от того где он живет, показывает только паспорт и сдает экзамен. Можно даже не быть при этом гражданином Грузии, просто подтвердить по какому адресу ты здесь остановился. Например, привести грузина, у которого живешь. Грузия присоединилась к Венской дорожной конвенции 1968 года и выдает водительские удостоверения международного образца, с которыми можно ездить по всей Европе, в том числе и у нас в России.

Да, Грузия сделала заметный шаг вперед к европейскому, или вообще, к цивилизованному миру. И прежде всего в сфере оказания услуг своим гражданам. И это было видно не только при общении с представителями официальных властей, но и из разговоров на улицах с простыми людьми. Несмотря на разные политические взгляды и неоднозначное отношение к власти, все подтверждали, что воровства и коррупции теперь в стране нет. Трудно в это поверить, и еще труднее представить у нас. Но там гаишники, а точнее сотрудники патрульной службы, не кидались на нас как стервятники, когда, не заметив знака, мы остановились в неположенном месте, а вежливо посоветовали переставить автомобиль на 100 м дальше. Ночью оставить машину на улице можно даже не запирая, как сказали местные жители. Да, раньше воровали, но теперь за украденное автомобильное зеркало можно получить до 7 лет тюрьмы. Строгость наказания, а также его неотвратимость, невозможность «договориться», всего за несколько лет дало свои плоды. И это не может не вызывать уважение! Но еще это вызывает зависть. И что с этим делать, мы пока не знаем.

Но в любом случае, уже планируем в какую страну мы поедем в следующий раз за положительным опытом и новыми впечатлениями.

Продолжение следует!

25 сентября 2012 г.
Е. Зайцева