Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Гайд парк | Особое мнение Елены Зайцевой - Водительские университеты

Информация

Гайд парк | Особое мнение Елены Зайцевой - Водительские университеты

Интерактивное ток-шоу Игоря Гмызы с участием исполнительного директора Ассоциации автошкол посвящено системе подготовки водителей.

Ведёт программу "Особое мнение" Игорь Гмыза.

У желающих получить права больше не будет возможности для самостоятельной подготовки. От так называемого "экстерната" решено отказаться. Всем будущим водителям придётся пройти обучение в автошколе. Такие требования прописаны в законопроекте "О безопасности дорожного движения", который ждёт в Госдуме второго чтения.

О том, как следует относиться к такому нововведению, мы поговорим с исполнительным директором Ассоциации автошкол Еленой Ильиничной Зайцевой.

Говоря о своём отношении к данному законопроекту, Е. Зайцева как участник дорожного движения, а не как представитель автошкол считает, что в нынешней сложившейся ситуации на дорогах, учитывая аварийность и культуру поведения российских водителей, эти требования являются вынужденной мерой.

Гостья в студии сама лично каждый день ездит на автомобиле и видит, что происходит на дорогах. По её словам, это на самом деле страшно. Поэтому какой-то контроль за обучением водителей, помимо экзамена, считает Е. Зайцева, необходимо обязательно ввести. Просто автомобиль – это действительно средство повышенной опасности, и человек, наученный где-то и как-нибудь, все равно отвечает не только за себя, но и за всех тех, кто находится на дороге рядом с ним. То есть, он может явиться причиной аварии и опасностью для других.

Почему так взъелись на тех, кто вождение сдаёт экстерном? В России существует огромное количество автошкол, они имеют учредительные документы, выпускают каждые 2-3 месяца определённое количество курсантов, которые по уровню подготовки зачастую уступают многим тем, кто сдаёт на права самостоятельно. Разве не так?

На самом деле, пояснила гостья в студии, статистики по аварийности выпускников автошкол и сдавших экстерном на права нет, но есть статистика сдачи экзаменов с первого раза в ГИБДД. И у тех, кто закончил автошколы, она существенно выше. За 2011 года порядка 50 процентов выпускников автошкол сдали на права с первого раза, а у экстерников – меньше 30.

Разработчики закона ссылаются на низкий уровень подготовки водителей в последнее время. В чём причина такого низкого уровня подготовки? Чего не достаёт?

Е. Зайцева подчеркнула, что существует целая система в данном деле, объединяющая и подготовку водителя, и допуск его к дорожному движению, и контроль за тем, как начинающий водитель ведёт себя на дороге. И эта система, к сожалению, как система сейчас не работает.

А начинать надо, считает эксперт, всё-таки с уровня проведения экзамена по допуску к дорожному движению, с уровня профессионализма экзаменаторов. Пока нет никаких особых к ним требований, как и нет никаких программ подготовки и допуска их к этой работе.

Как-то все с конца началось. А какие требования есть к подготовке водителей? Много в российском обществе в последнее время говорится о том, что должны быть стандарты в образовании, школьном и высшем, а есть ли какие-то стандарты в подготовке водителей?

Как призналась Е. Зайцева, проблема как раз в том, что стандартов как раз и нет. Обучение на водителя относится к такому образовательному виду обучения как профессиональная подготовка. Образовательных стандартов на неё нет. Должны быть профессиональные стандарты водителя как профессии. А они на данный момент тоже не сформулированы. То есть, есть старые профессиональные стандарты, достаточно мало актуальные, а вот новые стандарты не утверждены.

Вообще логическая цепочка любой образовательной программы складывается таким образом: профессиональный стандарт, отталкиваясь от него, создаётся методика оценки, то есть, как должен проводиться экзамен, а на основе методики оценки или экзамена выстраивается программа обучения, то есть, чему надо научить, чтобы на экзамене это положительно оценили.

Представители автошкол также считают, что система проведения экзамена на получение водительских прав в России тоже достаточно устаревшая, лет 20 она кардинально не менялась. Программы обучения, соответственно, тоже не отвечают современным требованиям. Автомобилизация страны за последние 15 лет выросла в десятки раз, однако ничего кардинально не поменялось ни в системе оценки на экзамене, ни в программе.

Что, как кажется, необходимо в первую очередь поменять? Понятно, что нужна новая программа. Кто её должен разработать?

Е. Зайцева уточнила, что программу разрабатывает в России Министерство образования.

К какому году относится программа, по которой обучают сейчас студентов в автошколах?

Гостья в студии рассказала, что программы обучения в автошколах приняты не так давно, в 2008 году, но они опять же не соответствуют экзамену. Методика проведения экзамена более старая, и она ориентирована на старые программы. Сейчас согласно программе автошколы могут обучать водителей на автомобилях с автоматической коробкой передач, однако на экзамене пока это не оценивается, используются автомобили только с механической коробкой передач. Кроме того, есть ещё много других нюансов и нестыковок.

Почему? Потому что данный вид обучения или подготовка автолюбителей находится на стыке. Министерство образования пишет программу, методику и экзамены пишёт ГИБДД, обучают автошколы. К сожалению, в результате заметен разлад в ныне действующей системе, что и приводит к тем результатам, которые есть.

Это уже не первая попытка каким-то образом воздействовать на процесс подготовки водителей. Одно время автошколы обязали иметь чуть ли не автодромы...

Как уточнила гостья в студии, в нынешнем законопроекте это тоже предлагается. Ситуация только ещё более усугубилась. Теперь предлагается автошколам построить автоматизированные автодромы, которые стоят как минимум 5-7 миллионов рублей. Для любой автошколы это серьёзная сумма.

Что означает автоматизированный автодром? Е. Зайцева пояснила, что в качестве примера была взята модель южнокорейского автодрома, на котором обучали и принимали экзамены. Кстати, данную программу в Южной Корее в 2011 году закрыли как неэффективную. А в России эту идею подхватили, развернули, углубили. Подобные автоматизированные автодромы ГИБДД собирается применять на экзамене, как говорится, чтобы исключить коррупционную составляющую. Но построить автодромы почему-то предлагается автошколам, поскольку для бюджета это несколько накладно, и использовать эти автодромы потом во время экзамена.

Более того, на любом автодроме оценить водителя, как он умеет создавать безопасное пространство вокруг своего автомобиля, как может оценить дорожную ситуацию, адекватно на неё отреагировать, невозможно. Поэтому в Европе практически нигде экзамены на права на автодромах не принимают. Там экзамены проводятся только в реальных дорожных условиях. А здесь получается, надо вложить такие средства, в буквальном смысле закопать их в землю для того, чтобы потом передать этот автодром ГАИ для приёма экзаменов? Никакой логики в этом нет.

Что ещё есть интересного в законе с точки зрения представителя Ассоциации школ?

Что касается исключения статьи о самоподготовке, считает эксперт, следует сразу расставить все точки над "i". В России самоподготовка, в том смысле, что можно учиться на права с братом, мужем или родственником, запрещена с 1993 года. В действующих Правилах дорожного движения, утвержденных постановлением правительства в 1993 году, написано, что обучаться в индивидуальном порядке можно только со специалистом, обладающим соответствующей квалификацией и документом об этой квалификации. Народ в стране просто не знает об этом. А поднятая вокруг закона шумиха скрывает и не уточняет на самом деле, что будет разрешено, а что на самом деле собираются запрещать.

С другой стороны, строгость российского законодательства компенсируется возможностью его неисполнения. У кого учился, у какого специалиста, действительно ли, у того есть необходимая квалификация – это никто и никогда не проверяет на экзамене в ГАИ. Нет никаких соответствующих подзаконных актов.

Теперь же, просто исключив данную норму из закона вообще, предполагается, что обучаться все всё-таки будут в образовательных учреждениях, имеющих лицензию.

Потому что наличие такой формы, как самоподготовка, привело на самом деле не к удобству людей, когда можно действительно с кем-то, не ходя в автошколу, позаниматься. А к тому, что на одну автошколу, работающую по лицензии и выполняющую программу, которую можно контролировать (и какие инструкторы там работают, и чему они лечат, то есть на любом этапе от момента получения автошколой лицензии до экзамена в ГАИ всё проверяется), на каждую подобную лицензированную автошколу в стране приходится 5 так называемых "автокурсов", которые себя часто называют "автошколами", но работают без лицензии. Никто их не проверяет, и никому они не подконтрольны. Как следствие, качество и уровень подготовки в таких "автошколах" страдает.

При этом они не нарушают существующих законов?

Получается, отметила Е. Зайцева, что не нарушают, что очень сильно удивляет. В России существует Административный кодекс, в котором написано, что работа без специального разрешения и лицензии, наказывается штрафов или другими административными мерами.

Подготовка водителей – это лицензируемый вид деятельности?

Е. Зайцева подтвердила, что лицензируемый, однако они объявляют, что их курсы – это просто способ помощи человеку подготовиться к сдаче экзамена на права самостоятельно, поскольку такая форма подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД допускается.

 

Послушать полную запись программы: http://www.radiorus.ru/issue.html?iid=373279&rid=346