Ассоциация автошкол Москвы НПОНПО (ААШ) | Информация об автошколах и для автошкол » Гайд парк | Некоторые вопросы по ведению бухгалтерии автошкол

Информация

Гайд парк | Некоторые вопросы по ведению бухгалтерии автошкол

В тексте данной статьи в форме вопроса-ответа приведен разбор некоторых ситуаций, которые могут иметь место при ведении бухгалтерии любой автошколы.

Вопросы выделены жирным наклонным шрифтом. Ответы приведены сразу под ними.

Обсудить данную статью, а также задать свои вопросы, которые будут использованы при подготовке следующих материалов, можно на нашем форуме в теме Аудиторско-консалтинговая помощь членам ААШ


Автошколой был приобретен автомобиль 2005 года выпуска. Однако он был принят к учету как новый, т.е. срок амортизации - 57 месяцев (ошибочно). В настоящий момент организация хочет продать его по стоимости ниже остаточной.
1. Может ли организация изменить срок амортизации и уменьшить стоимость автомобиля?
2. Может ли организация продать его по стоимости ниже остаточной? Каковы негативные последствия?

1. Да, может путем проведения переоценки основного средства.
2. Да, может. Негативных последствий для организации не будет.

А теперь разберем каждый вопрос подробнее.

1. В соответствии с п. 14 ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. №26н "Учет основных средств" стоимость ОС, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, изменению не подлежит, за исключением случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов ОС.

Согласно п.15 ПБУ 6/01 коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости.

При принятии решения о переоценке по таким основным средствам следует учитывать, что в последующем они переоцениваются регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.

Переоценка объекта основных средств производится путем пересчета его первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на финансовый результат в качестве прочих расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение суммы уценки объекта над суммой дооценки его, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущие отчетные периоды, относится на финансовый результат в качестве прочих расходов.

Таким образом, организация может принять решение о переоценке ранее купленного автомобиля. Соответственно при этом изменяется стоимость начисленной амортизации. При оформлении переоценки издается Приказ о проведении переоценки. Специального бланка для такого приказа нет, организация составляет его самостоятельно в произвольной форме. После переоценки составляется специальная ведомость. В ней указывается:

  • наименование основного средства, которое было переоценено;
  • его стоимость до и после переоценки;
  • сумму уценки.

К ведомости прикладываются документы, которые подтверждают новую стоимость основных средств (например, заключение независимого оценщика). И отражаются результаты переоценки в инвентарных карточках по учету основных средств (форма N ОС-6 или N ОС-6а).

2. В соответствии с п.1 ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

Как указано в п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Если амортизируемое имущество реализовано по цене ниже его остаточной стоимости (с учетом расходов, связанных с реализацией), то полученный убыток нужно признавать в составе прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации в соответствии с п. 3 ст. 268 НК РФ. При этом если к норме амортизации применялся повышающий или понижающий коэффициент, то во внимание принимается срок полезного использования, рассчитанный ранее с учетом такого коэффициента, даже если впоследствии данный коэффициент был отменен (Письма Минфина России от 06.08.2010г. №03-03-05/183, от 04.08.2009г. №03-03-06/1/511, от 20.04.2009г. №03-03-06/1/262).

Таким образом, организация может продать автомобиль по стоимости, ниже остаточной. При этом она должна учесть убыток в прочих расходах. Организации желательно иметь документальное подтверждение состояния транспортного средства (заключение эксперта) для подтверждения целесообразности своих действий. В случае спора налоговые органы должны доказать неправомерность применения организацией продажной цены.


Не оплачивался транспортный налог до 2010г. Стоит ли его оплатить за предыдущий период?

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым Кодексом.

Плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство (ст. 357 НК РФ). То есть обязанность по уплате налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а не от его фактического использования налогоплательщиком (Письмо Минфина РФ от 18.02.2009г. №03-05-05-04/01).

В балансе организации в составе кредиторской задолженности, в частности, выделяется задолженность перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам и начисленным пеням, штрафам, а также задолженность по платежам в государственные внебюджетные фонды. Соответственно, задолженность по транспортному налогу будет отражаться при сверке счетов организации с налоговыми органами.

В соответствии со ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора). Эти же деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Таким образом, организации необходимо уплатить в бюджет транспортный налог за весь период, когда организация являлась его собственником.


1. Как изменились тарифы социальных взносов на 2012 г. для образовательных организаций, работающих по УСНО?
2. Какие налоги и взносы в бюджет будет платить организация при привлечении преподавателей по срочным трудовым договорам и по договорам ГПХ?

1. В 2012 году организации на УСН, оказывающие услуги в сфере образования, уплачивают страховые взносы только в ПФР в размере 20%.

2. При привлечении работников по трудовым договорам организация будет уплачивать в бюджет НДФЛ, страховые взносы в полном объеме (ПФР, ФСС, ФОМС, страхование от несчастных случаев на производстве). При заключении гражданско-правовых договоров с физическими лицами (не индивидуальными предпринимателями) организация будет платить в бюджет НДФЛ, взносы только в ПФР. Страховые взносы на травматизм уплачиваются в случае если эта обязанность прописана в заключаемом договоре.

В соответствии с пп. 8 "с" п.1 ст.58 Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, и оказывающие услуги в сфере образования (раздел ОКВЭД "Образование"), в течение переходного периода могут применять пониженные тарифы страховых взносов.

Согласно п.3.4. ст.58 в течение 2012 - 2013 годов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 8 указанной статьи (перечень видов деятельности на УСН), применяются следующие тарифы страховых взносов:

Наименование 2011 год 2012 год
Пенсионный фонд Российской Федерации 20,0% 20,0%
Фонд социального страхования Российской Федерации 0,0% 0,0%
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,0% 0,0%

Таким образом, если организация оказывает услуги в сфере образования как автошкола и основной вид экономической деятельности по ОКВЭД указан как "80.41.1 Обучение водителей автотранспортных средств", применяет упрощенную систему налогообложения, она применяет в 2012 году пониженные страховые взносы и платит только в ПФР 20%.

Привлечение по срочным трудовым договорам

НДФЛ. Лица, которые являются источником выплаты дохода для налогоплательщика, признаются налоговыми агентами в соответствии с п.1 ст.226 НК РФ. Они обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика налог и перечислить его в бюджет согласно п.1 ст.24 НК РФ. Налоговые агенты выступают своего рода посредниками между налогоплательщиками и государством.

В некоторых ситуациях исчислить и заплатить налог обязаны сами налогоплательщики. Такие требования установлены Налоговым кодексом РФ и касаются:

  • отдельных категорий налогоплательщиков (ст. ст. 227, 227.1 НК РФ);
  • отдельных видов доходов, при получении которых НДФЛ нужно исчислить и заплатить самим налогоплательщикам (ст. ст. 214, 214.1, 228 НК РФ).

Основная обязанность налоговых агентов - правильно и своевременно исчислить, удержать у физических лиц НДФЛ и перечислить его в бюджет как указано в пп. 1 п. 3 ст. 24, п. 1 ст. 226 НК РФ. При этом налоговый агент должен иметь возможность удержать налог, т.е. располагать денежными средствами, которые нужно выплатить физическому лицу. Уплачивать НДФЛ из собственных средств налоговые агенты не вправе. Также в договоры с физическими лицами нельзя вносить условия о том, что обязанность по исчислению налога возлагается на самих налогоплательщиков (п. 9 ст. 226 НК РФ, Письмо Минфина России от 29.04.2011г. №03-04-05/3-314).

Таким образом работодатель обязан исчислить и уплатить НДФЛ в бюджет как налоговый агент, если с работником у него заключен трудовой договор. При этом не имеет значения является он срочным или нет.

Налоговые ставки, которые применяются при исчислении налога на доходы физических лиц, установлены ст. 224 НК РФ. Большинство доходов облагается по ставке 13%. В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки - 9, 15, 30 и 35%.

Страховые взносы. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются в соответствии с ч.1 ст.1 Федерального закона №212-ФЗ от 24.07.2009г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

К ним относятся:

- Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- Страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- Страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Начиная с 2012 г. эти взносы зачисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ч.8 ст 15 Закона №212-ФЗ)

- Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ч. 2 ст. 1 Закона №212-ФЗ).

Последние уплачиваются в ФСС РФ на основании специального Федерального закона от 24.07.1998г. №125-ФЗ. Этот Закон, в свою очередь, не применяется к отношениям по исчислению и уплате страховых взносов на ОПС, ОМС и на случай нетрудоспособности и в связи с материнством.

Все перечисленные взносы на социальное страхование являются обязательными платежами. То есть если учреждение относится к числу страхователей, то его главной обязанностью является их своевременная и полная уплата в соответствии с пп.2 п.2 ст.12 Закона №165-ФЗ, ч.1 ст.18 Закона №212-ФЗ.

К плательщикам страховых взносов относятся как указано в ст.ст.5, 7 Федерального закона от 24.07.2009г. №212-ФЗ:

- лица, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам по трудовым договорам и отдельным видам гражданско-правовых договоров.
- лица, уплачивающие страховые взносы за себя самостоятельно. К ним относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, частнопрактикующие нотариусы. С 1 января 2012 г. в их число включаются также и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона №212-ФЗ, п. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 9 Закона №379-ФЗ).

Таким образом, организация обязана за сотрудника, работающего по срочному трудовому договору, уплатить страховые взносы в полном объеме. Тарифы страховых взносов определяются в зависимости от деятельности организации.

Гражданско-правовые договора

Согласно ч.1 ст.7 Федерального закона №212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц, в том числе в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. При этом как указано в ч. 3 ст. 9 Закона №212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Таким образом, за лиц, привлеченным по договорам гражданско-правового характера организация платит страховые взносы только в ПФР. Страховые взносы по травматизму уплачиваются в ФСС только в случае, если такая обязанность возложена на Заказчика непосредственно договором.

НДФЛ уплачивается в общем порядке согласно положениям налогового кодекса так же как и для работников организации.

Следует учитывать, что гражданско-правовые договора должны быть заключены именно с физическими лицами, а не с индивидуальными предпринимателями. В ином случае НДФЛ и страховые взносы они уплачивают за себя самостоятельно.


Должна ли образовательная организация при приеме оплаты за обучение от физических лиц отражать в платежных документах (кассовых чеках) индивидуальные данные лица, осуществляющего платеж?

Контрольно-кассовая техника, включенная в государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003г. №54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ)).

Обязанность индивидуальных предпринимателей выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки предусмотрена п. 1 ст. 5 Закона N 54-ФЗ.

При этом в силу п. 2 ст. 2 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

При получении образовательных услуг, в том числе в автошколах, у физических лиц возникает право на получение социального вычета в размере затраченных на обучение сумм, но при этом он обязан предоставить в налоговый орган документ подтверждающий соответствующую оплату именно за определенные услуги и осуществленную именно им. По мнению Минфина России, платежные документы (в частности, квитанции к приходным кассовым ордерам) должны быть оформлены на то лицо, которое заявляет вычет (Письмо от 23.06.2008г. №03-04-05-01/214).

Как правило при приеме в кассу образовательного учреждения от плательщиков наличных денежных средств в оплату обучения помимо кассовых чеков должны выписываться приходные кассовые ордера с указанием в них информации о плательщике (Письмо Минфина РФ от 23.06.2008г. №03-04-05-01/214).

Таким образом, если на чеке ККМ организация не отражает данные о плательщике, она обязана выписать к чеку приходно-кассовый ордер с указанием персональных данных плательщика.


Налоговым законодательством предусмотрены социальные вычеты по НДФЛ (уменьшение налоговой базы) для физических лиц при получении платного образования, медицинских услуг.

Какой порядок предоставления указанных вычетов и отражение этих операций в налоговом учете организации?

В соответствии с налоговым законодательством физические лица - плательщики НДФЛ вправе уменьшить налогооблагаемую базу на сумму предоставляемых социальных вычетов, в том числе на обучение и лечение. Условия предоставления социального вычета приведены в тексте консультации.

Социальные вычеты на обучение и лечение предоставляются непосредственно налоговыми органами по месту жительства физического лица по итогам налогового периода после предоставления физическим лицом налоговой декларации и установленного пакета документов. Предоставление социальных вычетов работникам в этом случае не будет влиять на налоговый учет и налогообложение организации - работодателя.

В соответствии со ст.219 НК РФ налогоплательщики могут уменьшить свои доходы на сумму денежных средств, которые они потратили:

- на свое обучение в образовательных учреждениях;
- на обучение своих детей в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
- на обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет, бывших подопечных в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
- на обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

Согласно абз.1 пп.2 п.1 ст.219 НК РФ вычет заявляют в размере фактических расходов затраченных на обучение. Но законодательно установлена предельная сумма социальных вычетов в общем по разным основаниям и не может превышать 120 000 рублей в налоговом периоде.

Предельный размер вычетов является общим для:

- собственного обучения налогоплательщика;
- лечения;
- негосударственного пенсионного страхования;
- дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.

Не включаются в предельную сумму расходы на обучение детей, братьев (сестер) и на дорогостоящее лечение согласно абз.3 п. 2 ст.219 НК РФ. Расходы на обучение детей, братьев (сестер) могут быть учтены в размере не более 50 000 руб. в год на каждого обучающегося. Причем эта сумма является общей на обоих родителей (опекунов, попечителей), а также всех братьев (сестер).

При получении образования социальный налоговый вычет предоставляется только при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает его статус как учебного заведения в соответствии с абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Социальный налоговый вычет можно получить по расходам на обучение не только в вузе, но и в других образовательных учреждениях, в том числе в детских садах, средних школах, спортивных и музыкальных школах, учебных центрах и даже автошколах. Эти учреждения не обязательно должны быть государственными или муниципальными. Они могут быть и частными. Главное, чтобы образовательное учреждение имело соответствующую лицензию или иной документ, подтверждающий его право на ведение образовательного процесса (Письма Минфина России от 09.06.2011г. №03-04-05/5-414, от 28.03.2011г. №03-04-05/7-193).

Вычет предоставляется налоговым органом по окончании года, в котором понесены расходы на оплату обучения, на основании налоговой декларации. Кроме декларации необходимо также представить документы, подтверждающие фактические расходы на обучение как указано в абз. 3 пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ. Без таких документов вычет не будет предоставлен (Письмо УФНС России по г. Москве от 07.04.2011г. №20-14/4/33825@.

Налоговые органы требуют представлять следующие документы:

- платежные документы (квитанции к приходным кассовым ордерам, чеки ККТ, платежные поручения, банковские выписки и т.п.).
- договор на обучение;
- лицензия, подтверждающая статус учебного заведения (если в договоре нет указания на реквизиты такой лицензии);
- документы, подтверждающие данные о рождении детей и их родстве с налогоплательщиком (например, свидетельство о рождении);
- справка из образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка по очной форме (если в договоре отсутствует указание на это);
- справка по форме 2-НДФЛ.

Перечень документов подтверждается так же в разъяснениях контролирующих органов, а именно в письмах Письма Минфина России от 18.08.2011г. №03-04-05/7-576, от 11.08.2011г. №03-04-05/7-561, от 19.08.2010г. №03-04-05/7-470, ФНС России от 10.11.2009г. №3-5-04/1652

Нет требования представлять в налоговый орган подлинники документов, можно подать копии. При этом удостоверять их у нотариуса не надо. Налогоплательщику достаточно заверить данные копии самостоятельно, проставив подпись (с расшифровкой) и указав дату заверения (Письма УФНС России по г. Москве от 18.03.2011г. №20-14/4/25235@, от 21.02.2011г. №20-14/4/015677@). Справка 2-НДФЛ предоставляется в оригинале.

При получении социального вычета на лечение налогоплательщики могут уменьшить свои доходы на сумму денежных средств, которую они уплатили в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ:

- за услуги по лечению, предоставленные им медицинскими учреждениями РФ;
- за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях РФ. Расходы по оплате лечения иных родственников не учитываются в составе вычета (Письмо УФНС России по г. Москве от 08.06.2010г. №20-14/4/060367@);
- за медикаменты, назначенные налогоплательщику или его супругу (супруге), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет лечащим врачом и приобретаемые за счет собственных средств;
- в виде страховых взносов, уплаченных страховым организациям по договорам добровольного личного страхования налогоплательщика, страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет. Такие договоры должны предусматривать только оплату услуг по лечению. По мнению Минфина России, социальный вычет не предоставляется и в том случае, когда договор добровольного личного страхования предусматривает лечение застрахованных лиц в зарубежных медицинских учреждениях (Письмо от 01.02.2010г. №03-04-06/6-5).

Вычет предоставляются только в случае, если лечение проводилось в медицинских учреждениях, имеющих лицензии на осуществление медицинской деятельности. Страховые организации, с которыми заключен договор добровольного личного страхования, должны иметь лицензию на ведение соответствующего вида деятельности как указано в абз. 2, 5 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Вычет на лечение распространяется только на услуги, поименованные в Перечне медицинских услуг в медицинских учреждениях Российской Федерации, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001г. №201. В этом де Постановлении приведен Перечень медикаментов, при расходах на которые предоставляются социальные вычеты.

Социальный вычет на лечение предоставляется за тот налоговый период, в котором были понесены расходы в соответствии с абз. 1, 2 пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ. При этом не имеет значения, когда фактически оказывались услуги по лечению. Так, вычет может быть предоставлен за период, в котором налогоплательщик произвел оплату медицинских услуг, хотя услуги были фактически оказаны в следующем налоговом периоде (Письма Минфина России от 01.12.2009г. №03-04-05-01/843, УФНС России по г. Москве от 31.12.2010г. №20-14/4/138342@).

Если вычет не удалось полностью использовать в текущем году, то на следующий год его остаток не переносится. Он так и останется неиспользованным (Письма Минфина России от 31.05.2011г. №03-04-05/7-388, УФНС России по г. Москве от 19.08.2010г. №20-14/4/087706).

Социальные налоговые вычеты предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода в соответствии с п.2 ст.219 НК РФ.

Получение социального вычета в суммах, израсходованных на образование и лечение, через работодателя не предусмотрено. Вычет предоставляется налогоплательщику - физическому лицу по решению налогового органа. При этом сумма налога, уплаченная налогоплательщиком в налоговом периоде, пересчитывается и излишне удержанная сумма налога возвращается физическому лицу из бюджета.


С 1 января 2012 года изменился порядок ведения кассовых операций в организациях в соответствии с Положением, утвержденным ЦБ РФ №373-П от 12.10.2011г. Как по новым правилам определяется лимит остатка наличных денежных средств в кассе организации?

Лимит остатка наличных денежных средств в кассе организации рассчитывается в соответствии с порядком, приведенным в Положении ЦБ РФ №373-П от 12.10.2011г. Лимит рассчитывается организациями и индивидуальными предпринимателями самостоятельно, утверждается руководителем распорядительным документом. Для расчета лимита кассы используется объем выручки, поступившей от реализации товаров, работ и услуг за период не более 92 дней (трех месяцев), лимит кассы зависит так же от периодичности сдачи денежных средств в обслуживающий банк. Расчет лимита кассы приведен ниже.

В соответствии с п.1.2 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ, утвержденного Банком России 12.10.2011г. №373-П и действующего с 01.01.2012г., для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций (кассе организации), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом.

Согласно п.1.3. Положения юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к Положению №373-П.

Таким образом, нормативно утверждено, что организации и индивидуальные предприниматели должны при расчете лимита остатка наличных денег в кассе организации использовать приведенный в Положении порядок расчета лимита (формула расчета). Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги или ожидаемое поступление для вновь открытых организаций или ИП.

Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

L = V * N(c) / P , где:

L - лимит остатка наличных денег в рублях;

V - объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях. Если у организации есть обособленные подразделения, действующие без открытия расчетного счета, то их выручка так же учитывается при расчете. Если же обособленные подразделения имеют свой расчетный счет, то лимит кассы они определяют отдельно.

Р - расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. При его определении могут учитываться периоды пиковых объемов поступлений наличных денег, а также динамика объемов поступлений наличных денег за аналогичные периоды прошлых лет; расчетный период составляет не более 92 рабочих дней юридического лица, индивидуального предпринимателя. То есть выбирается период деятельности с наиболее активным поступлением денежных средств в течение трех месяцев подряд для расчета максимального значения;

N(c) - период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, - четырнадцати рабочих дней. В случае действия непреодолимой силы N(c) определяется после прекращения действия непреодолимой силы. ТО есть выбирается период, в течении которого наличность накапливается в кассе между днями сдачи её в банк.

Например, при сдаче наличных денег в банк один раз в три дня N(c) равен трем рабочим дням. При определении N(c) могут учитываться местонахождение, организационная структура, специфика деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя (например, сезонность работы, режим рабочего времени).

Если же у организации и ИП отсутствует поступление денежных средств от реализации товаров, работ и услуг, то вместо объема поступлений в формуле используется объем выдач наличных денег (R), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях (юридическим лицом, в состав которого входят обособленные подразделения, при определении объема выдач наличных денег учитываются наличные деньги, хранящиеся в этих обособленных подразделениях, если у них нет расчетного счета.

В этом случае лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:

L = R * N(n) / P , где:

В соответствии с п.1.4 Положения накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

Так как документальная форма расчета не утверждена, организация разрабатывает её самостоятельно. Руководителем организации должны быть утверждены следующие документы:

- Расчет лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;
- Приказ (распоряжение) об установлении суммы лимита остатка наличных денежных средств в кассе организации;
- Порядок хранения Расчета и Приказа, порядок может быть прописан непосредственно в приказе (распоряжении) руководителя.

За несоблюдение порядка ведения кассовых операций предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.15.1 КоАП РФ. Нарушение организацией установленного порядка повлечет штраф в размере от 4000 до 5000 руб. на должностное лицо (руководителя) согласно ст. 2.4, ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и штраф в размере от 40 000 до 50 000 рублей на организацию.

Согласно ч.1 ст.15.1 КоАП нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушением требований об использовании специальных банковских счетов является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в:

- осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров;
- неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности;
- несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств;
- в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

При проверке контролирующими органами кассовой дисциплины в организации неиспользование порядка расчета лимита денежных средств, установленного ЦБ РФ, организация может быть привлечена за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.